Зачем мне ближний?

еще одна притча о самарянинеПритча о милосердном самарянине начинается вопросом законника: «Учитель! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?».

Этот вопрос актуален и сегодня: что каждый из нас должен исполнить, чтобы унаследовать Жизнь Вечную? Но вернемся к Евангелию — вопрос о том, что делать, задает Христу не простолюдин, а законник — человек, всю жизнь изучавший Закон и церковный устав. Так и в нашей с вами жизни знание догматов и уставов церковных не приближает нас к Жизни Вечной.

Господь отвечает законнику: «В законе что написано? Как читаешь?». Он сказал в ответ: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». Законник спрашивает: «А кто мой ближний?».

Такой вопрос возник у книжника не случайно. Ведь как возлюбить Бога, он понимал — постом, молитвой и исполнением заповедей с храмовыми предписаниями. Другое дело — любовь к ближнему. Кто является ближним? Семья, друзья, собратья по вере?

Чтобы определить, кто такой ближний, Господь рассказывает притчу. На обочине лежит израненный человек. Мимо проходит священник и, не останавливаясь, следует своим путем. Также поступает и левит, и только самарянин оказывает попавшему в беду помощь — перевязывает раны и заботится о нем.

Кто есть кто в этой притче? Священник и левит — это все мы, православные, которые считаем, что служба, молитва и таинства важнее милосердия. Нам всем некогда, но особенно мы торопимся на службу Богу. Вот лежит на обочине образ и подобие Божие, но священник определил, что важнее храмовое служение. Также и мы определяем — важнее молитва, пост, поклоны и подготовка к таинствам. Поэтому и чувствуем беспокойство и неопределенность и спрашиваем себя: «Что сделать, чтобы наследовать жизнь вечную?». То, что мы делаем, не удовлетворяет нашу совесть, мы понимаем, что этого недостаточно. Молитвы и служение, таинства и поклоны — этого, оказывается, мало, поэтому и не чувствуем удовлетворения. Некоторые скажут: «Я молюсь за страждущих», но иногда человеку нужны не молитвы, а доброе слово, физическая или материальная помощь.

Духовная жизнь заключается не только в том, чтобы молиться за человека, находящегося в стесненных обстоятельствах. Не достаточно просто сказать: «Помоги тебе Господи», нужно именно поучаствовать в решении его проблемы. И здесь открывает нам Господь важный закон духовной жизни — наследовать Жизнь Вечную можно только через милосердие, помогая другому человеку. Можно молиться и причащаться, посещать службы и совершать ночные бдения, но остаться по левую сторону от Спасителя: «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня» (Мф. 25, 41–43).

Так как же ответил Господь на вопрос: «кто есть ближний»? Ближним является человек, чью беду ты примешь как свою собственную. То есть не он должен быть ближним для тебя, а ты для него стань близким. Каждый из нас придет на помощь друзьям и родственникам, и даже, когда помочь нет возможности, мы находим решение и помогаем, собрав все свои резервы. Также должно относиться и к чужой беде, и тогда этот человек станет для нас ближним, ибо возлюбили мы его, как самого себя.

Чтобы начать духовно расти, нужно расширить круг своих близких, впустить в него любого, оказавшегося в беде. В этой притче Господь показывает нам самый короткий путь к Царствию небесному. Забывая об обязанности каждого христианина служить ближнему, мы топчемся на месте в нашей духовной жизни. Поэтому и не оставляют нас наши грехи и страсти, как бы мы ни молились и ни просили. Замкнув духовную жизнь только на себе и своих страстях, мы забываем о служении другим людям, поэтому и не оставляют нас наши грехи. Духовная жизнь должна быть направлена не на себя, а на другого человека. Именно об этом напоминает нам эта притча.

Ведь, по сути, молитва, пост, таинства — все это мы делаем для себя, так как без этого не представляем свою духовную жизнь. Однако настоящее служение Богу начинается тогда, когда мы свою налаженную и привычную жизнь принесем в жертву ближнему. Не нужно сразу бросаться в крайности, начинать нужно с малого — не осуждать не только вслух, но и мысленно, по возможности поддерживать человека добрым словом, подбодрить похвалой. Каждый может найти себе дело милосердия по силам — посетить одинокого пожилого человека, помочь старушке, приласкать сироту.

Именно отношением к ближнему и должны отличаться христиане. Господь пришел, чтобы послужить нам, и мы, следуя ему, должны служить, как умеем, ближнему. Мир не увидит наших молитв или поста, но милосердие не останется незамеченным — именно так мы можем прославить Христа. Спаситель сказал: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35). Он не сказал — «по тому, как вы молитесь или поститесь», а именно по тому, как относитесь к ближнему.

А знаете, какой критерий того, что я люблю или не люблю? Очень простой — любящий не требует взамен, любящий не торгуется, любящий делает сначала, не задумываясь о том, что он получит взамен. Делайте так, чтобы помочь другому человеку, даже если вам неудобно. Начните с малого, и вы увидите, что жизнь начнет меняться. Даже если вы меньше будете уделять время службе и молитве, очень скоро заметите изменения. Уйдут раздражение, зависть, осуждение. Почему? Да потому, что зависть, осуждение, ропот — это всегда показатель того, что мы не занимаемся делом, а занимаемся самообольщением.

«Дорожите временем», — призывает апостол Павел (ср. Еф. 5, 16). Ведь пока мы живы и здоровы, мы можем послужить другому. Но может настать время, когда мы сами будем нуждаться в помощи такого же милосердного самарянина.

священник Роман Колесников

Поделиться в соц сетях:
Обсудить можно здесь:

Обсудить в ВКонтакте

Обсудить в Facebook