Житие преподобных Антония и Феодосия

01

С древнейших времен Преподобные отцы Антоний и Феодосий Печерские почитались не только в монастырях, но и во всей земле Русской.

И если житие преподобного Феодосия сохранилось в некоторых старинных рукописных сборниках, то житие преподобного Антония утрачено в древне -русский период и о нем мы знаем только из лишь фрагментов письменных памятников таких как Повести Временных лет(ПВЛ), жития преп. Феодосия и летописей XVII века. Так основным источником о преподобном Антонии служит написанное Печерским монахом Нестором Летописцем.

Как сообщает преподобный Нестор — юноша Антипа, из города Любеча (сейчас Черниговская обл.), ушел на Афон, где и принял с именем Антоний, в одной из обителей великую схиму.
Предположительно, обителью где подвизался Антоний был монастырь Эсфигмен которая по уставу являлась особножительным — т.е. монахи проживали на больших расстояниях друг от друга, общались же они только с старцем игуменом, проводя жизнь в молитве и безмолвии. Собирались вместе монахи на воскресную или праздничную Литургии, после которой вкушали совместную трапезу.

По благословлению игумена предположительно в 1028 году (время правления Ярослава мудрого) преподобный Антоний вернулся на родину, принеся на Русскую землю Афонский опыт отшельнической безмолвной жизни и молитвенного делания.

К тому времени в Киеве уже образовалось несколько монашеских обителей, однако по словам преп. Нестора, Антоний не нашел себе обители соответствующей благословению игумена и своим духовным запросам.

Первым монашеским пристанищем преподобного стала пещера на Берестовой горе. Согласно преданию, в этой когда-то подвизался некий монах Илларион, возможно, будущий митрополит Киевский, который впоследствии прославился своим трудом «Слово о Законе и Благодати» — памятнику проповеднического искусства. Однако пр. Антоний был не проповедником, а напротив, безмолвником и молитвенником. В поисках наставлений и безмолвной жизни к преподобному начали тянутся другие иноки. Так возле преподобного постепенна собралась братия, среди которых многие в последствии просияли как подвижники и преподобные, среди них были святые отцы Варлаам, Никон, Феодосий. Подготовив себе приемника в лице Варлаама и наставив братию на монашеский подвиг, отправился в пещеру соседней горы, ныне называемые «Ближними пещерами» — место подвига и служения преподобного до самой его кончины. В начале вся монастырская жизнь братии протекала в пещерах — там находились и храм, и трапезная и келии.

Со временем, когда число монахов возросло, особенно большой приток ищущих монашеской жизни выпал на игуменство пр. Феодосия (1074г), в пещерном храме стало тесно. Тогда, по преданию пр. Антоний благословил братию построить церковь на горе. «Заложиша церковь велику и монастырь оградиша столпием и келиа поставиши многы, и церковь украсиша иконами; и оттоле нача зватися Печерский монастырь» так повествует Печерский патерик. Так по благословению преподобного была построена величайшая святыня земли Русской — храм Успения Пресвятой Богородицы.

Предположительно с 1069 г. пр. Антоний какое-то время, возможно несколько лет, подвизался в Чернигове, где им был основан пещерный монастырь — ныне Троицко-Ильинский.

Что сподвигло преподобного покинуть обитель, после утраты древнего жития мы никогда не узнаем, однако можно предположить, что это как-то связанно с возвращением в Киев князя Изаслава, которое так же произошло в 1069г.

В древней Руси не прекращались княжеские междоусобицы, так в 1068 году Изяслава изгнали из Киева, а его место занял Всеслав Полоцкий. Спустя год Изяславу удалось вернутся, возможно поддержка преподобным Всеслава и стала причиной изгнания или побега.

Возвращение преподобного Антония совпало с очередным изгнанием Изяслава и воцарением князя Святослава, произошло это в 1073 г. По возвращению в Печерскую обитель, преподобный успел дать благословение на закладку Великой Печерской церкви и мирно отошел к Богу.

После 40 лет монашеского подвига преподобный преставился в год своего возвращения в Печерскую обитель в 1073г. День преставления преподобного празднуется 10/23 июля.

Согласно благочестивой русской традиции, именно Антоний почитается родоначальником русской иноческой традиции. Несмотря на то, что ко времени его возвращения с Афона на Руси уже существовали монастыри под патронатом князей, именно преподобный своим подвигом заложил основу русского монашества. Многие века Печерская обитель оставалась образцом для подражания для последующих Русских монастырей. Во времена Древней Руси именно Печерский монастырь стал главным местом пострига монашествующих и архиереев в последующем, многие из них стали родоначальниками иных обителей по всей земле Русской.

Несмотря на то, что в основу Русского монашества лег Феодосиев тип монашеского подвига, именно Антоний — его учитель научил Феодосия премудростям монашеского служения. Поэтому и почитается преподобный Антоний православными Русской церкви, как родоначальник иноков и отец монашествующих. Совершается память преп. Антония 20 мая / 23 июля (день преставления —по разным святцам), 15 сентября — преп. Антония и Феодосия, и 11 октября — Собор преподобных Киево-Печерских, в «Ближних» пещерах почивающих.

преподобные АиФ

преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские

Преподобный Феодосий Печерский был одним из первых игуменов Печерского Киевского монастыря. Он по праву считается наравне с преп. Антонием отцом русского монашества.

Все сведение о его жизни и подвиге были почерпнуты из Жития преподобного, написанного Нестором летописцем, так же упомянут преподобный в Повести временных лет и в патерике.

Родился Феодосий родился под Киевом в городе Василеве достаточно обеспеченной семье княжеского слуги. Детство его прошло под Курском. После смерти отца, мать преподобного мечтала, чтобы сын продолжил дело отца, но юноша мечтал о монашеском подвиге. С детства он усиленно молился, ходил в рубище и носил вериги. В юные годы он покинул родительский дом и отправился в Киев к преподобному Антонию, где и был пострижен монахом Никоном.

С первых дней монашеской жизни и до конца дней Феодосий отличался рвением и прилежностью, исполняя все послушания — тяжело трудился, употреблял в пищу только хлеб и воду, спал только сидя, много молился и пр. В 1062 году Феодосий был избран братией Киево-Печерского монастыря игуменом. Именно в годы игуменства Феодосия монастырь прославился по все Руси и стал центром христианской жизни. Неуклонно росло число иноков и дошло до 100 человек. Не прекращалось и благоустройство монастыря — строились наземные келии и постройки, обустраивалась церковь, было положено начала строительства главной церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы. Из Константинополя по приказу Феодосия был доставлен «Студийский устав», формировавший общежительную форму организации монастыря. Этот устав стал основой для всех монастырей Русских — «Оттого и почитается монастырь Печерский старейшим среди всех монастырей», — написано в «Повести временных лет». Из стен Киево-Печерской обители вышло много архипастырей и наставников, разъехавшихся по всей Руси.

Феодосий был активным участником политических событиях, происходивших в 60–70-е гг. В 1073 г. Феодосий осудил изгнание князя Изяслава Ярославича. Игумен Печерский был убежден, что княжеская, да и любая власть нуждается в контроле со стороны Церкви.

Преподобному Феодосию приписывают около двадцати сочинений, но, как считают исследователи, его перу принадлежат восемь поучений, два послания и молитвы. Работы преподобного являются свидетельством об ориентированности русского православия на Византийские христианские традиции.

Игумен Феодосий кроме прочего, считается создателем «печерской идеологии».
Основой этой идеологии стала аскеза — отречение от плотского и мирского ради достижения духовного.

Печерские иноки проповедовали, что Святое Крещение способно очистить от греха, ноне может спасти — потому что в мирской жизни каждого подстерегает сатана, искушая и соблазняя.
Поэтому, печерские отцы учили, что основа спасения лежит в подавлении плотского начала и неустанной молитве. Именно преподобный Феодосий ввел в монастырскую практику строгие посты и воздержание, а в последствии и крайне строгий устав Студийского монастыря. Печерским инокам и этого было мало, они ужесточили и так строгий устав. Так некоторые монахи не выдерживали строгого устава. Некоторых нерадивых послушников Феодосий изгонял, не допустив к постригу
«Многажды друзии отгоними мною искушениа ради, а не останутся, дондеже получать святый тьй даръ». Зато благочестивые иноки прославлялись игуменом и ставились в пример.

Таким образом, печерские старцы перевернули систему ценностей как религиозных, так и морально-этических. По Древней Руси прокатилась пламенная проповедь о служении Богу через страдания и терпение, через любовь и милость.

По мнению древних печерских старцев, спастись может только тот, кто добровольно откажется от мирского и посвятит жизнь служению и молитве. Основополагающей идеей иноческой жизни древних отцов — убить в себе мирское, значит убить дьявола. Поэтому истязание плоти для усмирения страстей была необычайна популярна в обители.

Очень близко принял Феодосий идею страха Божьего, в ее византийской интерпретации, именно ее он считал, как руководящую в деле спасения инока: «Имей страхъ Его предъ очима си: потщися порученное тобе дело непорочно свершити, да и венца от Христа достоинъ будеши»

Однако не оставлял свои попечение преп. Феодосий и мирских чад Божиих. Всю свою жизнь он прилагал все усилия, чтобы идея служения Богу стала основной идеей русского мира. Поэтому он так горячо и выступал за контроль Церкви над светской властью.

В письмах Изяславу Ярославичу Феодосий неоднократно подчеркивал, что он является духовным пастырем и наставником светской власти.

Именно благодаря твердой позиции игумена Феодосия Печерский монастырь вскоре приобрел непререкаемый авторитет, так многие монастыри стремились получить в настоятели Печерских иноков.

В 1091 г. было произведено перезахоронение мощей Феодосия Печерского в церковь Успения Пресвятой Богородицы. В 1108 г. произошла канонизация Феодосия Печерского. Дни памяти: 3 (16) мая и 14 (27) августа.

Поделиться в соц сетях:
Обсудить можно здесь: