Проповедь в день памяти св. Ермогена патриарха Московского и всея Руси

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры!

Ермоген МосковскийСегодня мы с вами празднуем память одного из предстоятелей Русской Православной Церкви, который все свои силы полагал на прославление Господа нашего Иисуса Христа и Его Пречистой Матери.

Святой Ермоген известен и как ревностный пастырь Церкви Христовой, и как глубокий молитвенник, и как хороший организатор. В празднование явления Казанской иконы Божией Матери мы вспоминаем, что это он первым составил поучительную историю обретения этой иконы и написал молитвословия в честь Божией Матери по случаю этого события.

Невозможно говорить о распространении Православной веры в Казани без упоминания имени патриарха Ермогена. Святой много послужил тому, чтобы христианство в недавно образованных епархиях процветало, и люди в поисках Христа шли в православные храмы. В ответственный момент истории нашей страны патриарх Ермоген посчитал необходимым благословить русских людей на защиту Родины и принял мученическую кончину от голода в осажденном поляками Кремле.

Находясь в заточении, первосвятитель Ермоген своей жизнью, словами и делами призывал людей к действиям по освобождению страны от польских интервентов. И сегодня нам нужно задуматься о том, почему этот русский человек, — такой же, как мы с вами, ходящий по той же земле, — в нужный момент не стал сомневаться в Божьей воле, а начал действовать? По сути, он своими руками начал творить Божью волю, то есть через него Божия воля начала воплощаться в жизнь.
Что дало ему силы, находясь в заточении, по сути, не имея и не надеясь на поддержку со стороны, действовать именно так? В конце концов, откуда он знал, какие его поступки будут правильными в такой сложной ситуации?

Эти вопросы полезно сегодня задать себе, чтобы понять, а что же мешает мне подражать подвигу священномученика Ермогена? То есть, что нужно знать, чувствовать и делать, чтобы приобрести подобное дерзновение «ходить перед Богом»? Как перестать рассуждать о том, что мне делать с моей жизнью, и угодны ли Господу мои поступки?

Чтобы разобраться в собственной духовной жизни, необходимо провести проверку всего, во что мы верим и чему доверяем. В этом смысле призыв Господа «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф 3:2) касается именно переосмысления моих верований и религиозных привычек. «Покайтесь!» означает: «Измените свой ум, свой способ мышления, свои представления». Это значит, что при помощи старого мышления, старого способа отношения к Богу, к себе и окружающим невозможно понять Евангелие, как Благую Весть. В то же время Евангелие и пришествие Господа на землю принесли людям новое отношение к Богу, к себе и к окружающим людям.

Итак, первое, что нужно поменять в себе самом — это отношение к Богу. Это основа всего моего религиозного опыта: как я отношусь к Богу, в Которого верую? От ответа на этот вопрос зависит и моя повседневная жизнь: я живу так, как я думаю о Боге.

Язычник верит в бога или богов, он признает существование чего-то высшего, потому что не все, что видит вокруг, он может объяснить. Божества далеки, поэтому задача человека остается в том, чтобы их умилостивить. По большому счету мы не знаем, что божеству нужно от нас, но лучше с ним все-таки «подружиться».

Христианство открывает нам другого Бога: Он стал Человеком, Он рядом, Он близок, Он со мной. Однако, большинство из нас живет языческими представлениями о Боге: Его обязательно нужно бояться, и от нас Он далек. И если я Его боюсь, то действительно страшно по жизни действовать. Ведь не понятно, что нужно Богу, а всем вокруг «заправляет случай». Тут дьявол нам помогает, показывая, что успешен лишь человек, который попал «в нужное место в нужное время».

А может, действительно, безопаснее ничего не делать и отсидеться в норе, как премудрый пескарь в сказке Салтыкова-Щедрина? Откуда мне знать, что Бог другой?

Я знаю это из истории отношений Бога и человека, которая говорит о том, что я, как человек, интересен и дорог Богу. Очевидно, что Бог любит человека даже до смерти, потому что Сам стал Человеком. В Евангелии говорится, что «Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел бы Жизнь вечную» (Ин. 3, 16). Благой вестью стало для нас именно это знание: Бог не против меня, Он за меня и доказал это Своей Крестной смертью.

Я знаю об отношении ко мне Бога из чтения Слова Божьего. Необходимо изучать Священное Писание, чтобы проверять свою веру, отказываться от суеверий и ложных верований. Важно черпать знание о Боге из того, что Сам Он говорит о Себе и как проявляет Себя в истории взаимоотношений с богоизбранным народом.

Знаю я это также из опыта собственной жизни. Бог сотворил человека и дал ему свободу, но Адам согрешил и предпочел самостоятельную жизнь без Него. Но ведь и я, будучи человеком (и человеком верующим!) тоже чаще всего пытаюсь вытолкнуть Бога из своей жизни. Адам был изгнан из Эдемского Сада, но Бог не забыл Адама, и вся Священная история говорит о том, что Бог ищет человека, ищет сердце, способное вместить глаголы Божии.

Согрешая, я, тем не менее, знаю по собственному опыту о прощении моих грехов в Таинстве исповеди. Бог меня, грешного, причащает и при этом не жалеет благодать. Отсюда видно, что даже если человек согрешает, Бог не отворачивается от него. Единственное, что Бог не может сделать — это простить грех человеку, не верующему в прощение Божие.

Все это означает одно: Бог за меня, Он не против меня. А это знание меняет мое отношение к самому себе. Я уже не «тварь дрожащая», не тот, от кого ничего не зависит, но я личность, одаренная вниманием Бога, я есмь Образ и Подобие Божие. И причащаясь, мы становимся не только Христовыми, но и «Христоносцами, носящими Христа в себе», по словам святителя Игнатия Богоносца.

Бог дает Свою благодать не для того, чтобы мы ее просто грели в душе. Благодать Божья нужна для того, чтобы из не значащего ничего я стал бы личностью, способной на христианские поступки, умел бы различать, что такое «хорошо», а что такое «плохо». И это знание происходит из близости ко мне Бога, который говорит со мной изнутри, давая ориентиры для жизни во Христе.

Итак, христианская жизнь, состоящая из участия в Таинствах, чтения Слова Божьего и молитвы, дает христианину новое знание о Боге и о себе. Это меняет мое отношение к ближнему и к жизненным обстоятельствам. Если Бог рядом и подает Свою благодать для христианской жизни, это означает, что христианин — человек с активной жизненной позицией.

Пусть Господь, в Которого мы поверили и Которому доверяем свою жизнь, вразумляет нас, умудряет и направляет по жизни, чтобы быть нам деятельными христианами, быть достойными того звания, к Которому мы призваны благодатью Христовой (ср. Еф. 4:1). Аминь!

свящ. Роман Колесников, 1 марта 2016 года

Поделиться в соц сетях:
Обсудить можно здесь: