Модернизм невозможно определить через приемы художественного письма, какие-либо признаки формы, как-то: отсутствие академического рисунка, контурной линии вообще отказ от локального цвета, простой раскраски (отвергнутой импрессионистами) , обратная перспектива, условность изображения и др. формальные приемы.
Главное в модернизме — внутренняя поза художника, рефлексия его, избыток внимания к себе. В основе модернизма лежит особое состояние художественного сознания, которое заключается в чрезмерном развитие рефлексии, акцентированной свободы субъекта от реальности. Модернист строит свои зрительные трюки именно на принципе нарушения того, что ожидает человеческий глаз, привыкший к определенным закономерным сочетаниям, выработанным мировым художественным развитием. Если классическое искусство опирается на изображение действительности в любых ее исторически возможных, даже фантастических и гротескных формах, то модернизм основан на отрицании классического искусства, на постоянном вычитании всех признаков реальности. Суть художественного творчества заключается в особом почерке художника, свободной «креации» из самого себя. Если суть художественного творчества — в особом почерке художника, то произведение искусства как зеркало мира, уступает свое место самому художнику. Если почерк художника важнее, чем искусство изображения, то дело все более сводится к подписи. В XX веке галереи продают больше авторство, больше «подпись» художника, чем его творение. Это следует понимать, зачастую, в буквальном смысле: художник-модернист Ив Клейн в 1958 г. продавал пустые места («пневматическая живопись»). Он предложил вместо живописи «нематериальные живописные состояния», соглашаясь продавать их лишь в обмен на слитки золота. В реальности, зрители увидели на вернисаже голые стены, но в обмен на золото получили расписки с подписью Клейна. Из этого следует ликвидация разницы между художником и зрителем. Одним из лозунгов поп-арта является формула: «Это может сделать каждый». Или, можно сформулировать иначе: «Кто не сможет нарисовать черный квадрат?» Применение такого взгляда в художественной практике должно привести к полной ликвидации художественного искусства, что мы и наблюдаем в начале XXI века.
Вторая особенность модернизма Природа и сущность (особенно, авангарда нач. XX века) — бунт против «музейности», отрицание существующей художественной традиции, против «наивного реализма» человеческого взгляда, против «традиции Ренессанса» как символа реальной изобразительности вообще. Это не отрицание прежней формы изобразительности как недостаточной или неполной с точки зрения объективной художественной правды. Этот бунт есть «негативное настроение» как таковое. Однако, непрерывный бунт не может найти опору в самом себе, чтобы отвергнуть существующую художественную традицию нужно ее иметь. Модернизм может создать лишь музей отрицаний, музей наоборот, можно сказать, он не имеет собственного источника существования. В то время для обычного искусства, основанного на изображении природы и общества, источником существования является весь бесконечно многообразный мир действительности. Реалистическое искусство воспринимает мир в первой интенции (непосредственно). Модернизм является искусством второго порядка, он манипулирует первым рядом готовых форм и его отношение к миру уже вторично и в основном негативно. Суть так называемого «современного искусства» в том, что художник уходит на второй этаж сознания, запирается в нем, убирая за собой лестницу.
В статье использованы материалы работ и выводы работ ученого- искусствоведа Михаила Лифшица (1905—1983 гг.): «Почему я не модернист?», «Модернизм как явление современной буржуазной идеологии», «Феноменология консервной банки».
Павел Майоров