Люди иногда спрашивают: а стоит ли вообще уделять такое внимание давно завершившейся войне? Ее ужасы все дальше уходят в прошлое, людей, которые их помнят, остается все меньше, стоит ли искусственно поддерживать выцветающие воспоминания? Кому-то кажется пугающим дух национальной гордости и даже милитаризма, который они усматривают в празднике 9 Мая.
Но мы, православные люди, уверены, что должны помнить. Так учит нас наша вера.
Уникальная особенность библейского Откровения, наложившая глубокую печать на всю европейскую цивилизацию, — его историчность. Бог Библии есть Бог, действующий в истории и наделяющий историю нравственным и искупительным смыслом. Неудивительно, что значительную часть Библии составляют исторические хроники.
Такой библейский взгляд на историю был усвоен христианскими народами, в частности русским. Это не было простым подражанием библейским авторам, но вытекало из христианской картины мира, в которой Бог действует внутри человеческой истории, направляя ее к предначертанной Им цели: от Сотворения через Падение и Искупление — к осуществлению окончательного замысла Божия, когда «не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Ис.11: 6–9).
В рамках этой картины мира события истории являются частью грандиозной симфонии мироздания, ее иногда грозными и пугающими, иногда трагическими, иногда ликующими аккордами. Наша история, таким образом, как и история библейских времен, обладает смыслом, преподает уроки, над содержанием которых нам следует размышлять.
Рефрен «помни… помни… помни…», проходящий через всю Библию, относится и к событиям постбиблейской истории. Тогда, в те страшные годы великой войны, речь не шла о том, будет ли Россия великой державой, велика ли будет ее территория, речь не шла о национальной гордости или даже национальной независимости, — речь шла о самом существовании нашей страны. Россия существует, потому что наши деды и прадеды сражались и победили. Мы сами существуем, существуют наша страна, наш язык, наша культура, поскольку тогда Гитлер был разбит — ценой неимоверных страданий, жертв, героизма, отчаянной борьбы и изнурительного труда.
Поэтому мы с глубочайшим почтением вспоминаем тех, кто воевал за нас, тех, кто пал, и тех, кто выжил, и возносим молитвы об упокоении всех погибших.