Паломничество в Новоиерусалимский и Саввино-Сторожевский монастыри

DSC_039424 октября 2015 года прихожане храма прп. Антония и Феодосия Киево-Печерских посетили два подмосковных монастыря: Новоиерусалимский и Саввино-Сторожевский.

Это уже не первое наше путешествие к святым местам. Однако каждое паломничество для нас — это всегда новый опыт. Ведь часто новое — давно забытое старое. А верующий человек хорошо знает о действии в его жизни промысла Божьего, но, к сожалению, часто забывает об этом, а потому воспринимает проявление его всегда по-новому. И в паломнических поездках благодать Божия, «немощная врачующая и оскудевающая восполняющая», больше всего проявляется. Собственно для того, чтобы научиться доверять промыслу Божьему, мы и отправляемся в паломничество.
Помолившись перед дорогой в храме, мы отправились в Новоиерусалимский монастырь и приехали к началу утреннего богослужения. Войдя на территорию монастыря, перед нами сразу же предстал огромный Воскресенский собор. Даже то обстоятельство, что в монастыре проходят активные реставрационные работы, из-за чего паломник пока не может увидеть всю красоту монастырской архитектуры, не скрывает всю мощь и великолепие этого храма.

Новоиерусалимский монастырь был основан патриархом Никоном и задуман как воссоздание копий святых мест Палестины. И главная святыня здесь — Воскресенский собор, который по замыслу патр. Никона должен был повторить храм Воскресения в Иерусалиме.
Именно поэтому приделы собора, как и другие храмы и часовни монастыря, носят наименования библейских мест. Так в Воскресенском соборе построена кувуклия с гробом Господним, на пути к которой расположен камень помазания, куда был положен распятый Господь. Имеется здесь и предел Поругания Господня, церковь Воздвижения Господня, воссоздающая место обретения Креста Господня. Все это было построено для того, чтобы верующий человек, который не имел возможности посетить святые места Палестины, мог бы прийти и поклониться тем же святыням здесь, в Новоиерусалимском монастыре.

Мы помолились в храме Рождества Христова, почти все причастились и после службы нас ожидал экскурсовод, из рассказа которого мы узнали не только об интересной истории строительства монастыря и его архитектуре, но и о сложной судьбе строителя обители — патриархе Никоне. О величии человека можно судить по делам, которые он делает, и по тому, что он после себя оставил. Храмы Новоиерусалимского монастыря, сама задумка основания такого комплекса говорят о величественной личности патриарха.

Патриарх Никон, построив монастырь, хотел, чтобы «благодать, которую имеют святыни Иерусалима, была бы той же, что и здесь». Наверное поэтому у Новоиерусалимского монастыря своя особенная притягательность. В нем нет известных на весь мир святынь (кроме, кажется, частицы мощей св. мученицы Татианы). Духовная жизнь здесь подчеркнуто проста: мало монахов, да и всем известных старцев нет. Но мы опытно узнали, что здесь паломник, «верою ходящий», может приобщиться благодати, пребывающей на Святой земле. Я видел своих паломников, видел людей, которые, несмотря на физическую усталость, сами свидетельствовали о полученной в монастыре благодати. Да и те искушения, которые у большинства из нас были до и после поездки, — лучшее свидетельство того, что место это на самом деле особое. Ведь «не мерою дает Бог Духа» (Ин. 3:34) и не от места зависит приобщение благодати, а от веры и смиренного сердца приходящего к Господу. В конце концов суть христианской жизни заключается не в том, чтобы поклониться подлинной святыне, а в том, чтобы становиться храмом Духа Святого, носить в себе Христа, и подвигом веры стяжать благодать Св. Духа.

Покушав в монастырской трапезной, мы отправились в Саввино-Сторожевский монастырь. Здесь мы планировали просто побыть и помолиться. Приехали в Звенигород и сразу же отправились в Собор Рождества Богородицы на территории монастыря, где почивают мощи прп. Саввы Сторожевского. Еще до вечернего богослужения у мощей святого Cаввы мы все вместе пропели акафист, поклонились мощам, и на этом наше совместное времяпровождение в монастыре закончилось.

Считаю, что в паломничестве важно не столько посещение достопримечательностей монастыря, сколько молитвенный труд. Поэтому после акафиста я предложил богомольцам самостоятельно побыть в тишине, помолчать, помолиться о своих нуждах, спокойно подумать, например, стоя в очереди на исповедь или слушая на богослужении монастырское пение. Кто-то пошел на святой источник прп. Саввы Сторожевского, кто-то — в церковную лавку, а кто-то просто остался в храме, дожидаться начала всенощного бдения.

После вечернего богослужения мы отправились домой. Так в тишине закончилось наше однодневное паломничество, которое, несмотря на свою простоту и незамысловатость, принесло всем нам огромную духовную пользу.

Следующую поездку планируем совершить в монастыри Коломны, которая состоится 28 ноября.
Выезжаем рано, в 5 часов утра, от храма прп. Антония и Феодосия в Бибирево (ул. Корнейчука, около д. 52А), чтобы побывать на Божественной Литургии в одном из коломенских монастырей, посетим Бобренев, Богоявленский Старо-Голутвин, Свято-Троицкий Ново-Голутвин и Брусенев монастыри.
Приглашаю всех верующих, желающих поклониться православным святыням, узнать новое об отечественной истории и готовых первый день рождественского поста провести в покаянных трудах благодатного паломничества.
О подробностях поездки можно узнать, придя в храм прп. Антония и Феодосия Киево-Печерских, а также позвонив по телефону священнику Роману Колесникову +7(963)785-65-96.

Поделиться в соц сетях:
Обсудить можно здесь: