Откуда мы знаем, что Христос воскрес?

Откуда мы вообще знаем, что Христос воскрес? Как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов? Предлагаем почитать статью на эту тему.

Мы знаем о Воскресении Христа примерно таким же образом, как мы знаем о дуэли Пушкина и Дантеса  из воспоминаний людей, которые при этом присутствовали, из того влияния, которое это событие оказало на современников и потомков. Мы знаем о Воскресении из воспоминаний Апостолов, которые вошли в Новый Завет.

Но если я не верю в то, что Новый Завет  это слово Божие, почему я должен верить тому, что там написано?

Давайте подойдем к Новому Завету просто как к сборнику текстов, которые написаны определенными людьми в определенное время и отражают их взгляды  как к нему подходят историки. Что мы можем знать наверняка?

  1. Иисус был распят на Кресте.

Об этом говорит как Новый Завет, так и нехристианские источники  некоторых из которых мы цитировали в прошлый раз, говоря об исторической реальности Иисуса.

Факт распятия упоминается во всех четырех Евангелиях, в деяниях, в посланиях и вообще занимает чрезвычайно важное место в Новом Завете  и стоит отметить, что он очень хорошо соответствует так называемому «критерию неудобства». Под этот критерий подпадают те новозаветные свидетельства, которые не могут быть измышлены ранней Церковью из-за их крайнего неудобства для ее проповеди среди иудеев и язычников. То, что главная фигура новой религии, ее Бог и Спаситель, умер на кресте позорной и мучительной смертью, как приговоренный преступник, было, по выражению Апостола Павла, «для иудеев соблазном, для эллинов безумием». В наши дни атеисты иногда насмехаются, говоря, что если бы Иисус был предан какой-то другой смерти, христиане носили бы на шее маленькие виселицы или электрические стулья. Они сами не понимают, насколько глубокую вещь они говорят  для античного мира поклоняться Распятому было полным абсурдом. То, что христиане поклоняются Распятому, было предметом постоянных насмешек и крайнего презрения со стороны язычников. Церковь не имела бы причины придумывать, что Христос был распят  если бы это было не так.

2. После Его смерти, ученики стали проявлять глубокую уверенность, что Он воскрес и они Его видели.

Они не только заявляли об этом, но и пережили глубокое личное преображение  из людей глубоко подавленных и сломленных страшной смертью учителя, они превратились в бесстрашных проповедников вести о Его воскресении, они упорно провозглашали эту весть перед лицом гонений и смерти.

Конечно, не все исследователи Нового Завета верят, что Иисус действительно воскрес из мертвых  среди них немало неверующих. Но никто не сомневается, что ученики горячо верили в Его воскресение  и именно на этой вере и возникла Церковь.

Святой Апостол Павел пишет в своем послании к Коринфянам:

«Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял, [то] [есть], что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне, как некоему извергу. Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию» (1 Кор 15:19).

Мы видим, что здесь он ссылается на сотни свидетелей, которые еще в живых на момент написания послания, и говорит о вере в Воскресение как о том, что объединяет всех лидеров ранней Церкви.

Все четыре Евангелия говорят о Воскресении, и именно Воскресение находится в центре Деяний и Посланий Апостольских.

А не могло ли возвещение о Воскресении быть просто обманом?

Теории, которые пытаются объяснить Воскресение обманом, носят общее название «теории заговора»  но слабости у них тоже общие. Заговор предполагает мотив  люди составляют заговоры, чтобы приобрести власть, деньги, отомстить врагам и т. д. Каков мог быть мотив Апостолов? Они не приобрели ничего  кроме гонений, преследований, и, наконец, смерти. Вторая проблема  заговоры способны сохраняться в тайне ровно настолько, насколько тайну может хранить их самый слабый участник. Достаточно одному из посвященных в тайну сломаться  и весь заговор рухнет. А Апостолы немедленно столкнулись с очень жестким давлением. Вспомним слова первосвященника, которые он говорит от имени Синедриона: «не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? и вот, вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь Того Человека» (Деян 5:28). В самом деле, если Иисус  долгожданный Мессия, то Синедрион отправил на смерть Мессию  и это очень взрывоопасная ситуация.

Против предполагаемой фальсификации данных говорит и то обстоятельство, что в Евангелиях первыми Воскресшего встречают женщины. Это удивительное свидетельство подлинности Евангелия. Как пишет выдающийся современный библеист епископ Том Райт, «Нравится нам это или нет, в античном мире женщины не считались надежными свидетелями. Когда у христиан появилось время создать готовую формулировку, которую приводит Павел в 1 Кор 15, они тихо исключили оттуда женщин, которые здесь совершенно невыгодны с точки зрения апологетики. Но в евангельских рассказах они играют и главные, и второстепенные роли, это  первые очевидцы, первые апостолы. Такое нельзя придумать. Если бы традиция началась со свидетелей  мужчин (что мы видим в 1 Кор 15), никто, переписывая ее, не стал бы включать туда женщин. Но все Евангелия говорят именно о женщинах» (Том Райт, «Главная Тайна Библии»).

Но из того, что Апостолы верили в то, что Иисус воскрес, еще никак не следует, что Воскресение действительно произошло  люди верят в самые странные вещи!

Действительно, люди верят в самые странные вещи  а иногда готовы и умереть за них. Готовность умереть за свою веру еще не доказывает, что человек прав  она только доказывает, что он искренен. Однако ситуация Апостолов принципиально отличается от ситуации мучеников последующих поколений. Апостолы терпели преследования и умирали не за учение, преподанное им кем-то еще  а за свидетельство о том, что они непосредственно пережили. Если христианский мученик умирает со словами «я верю, что Христос воскрес»  мы понимаем, что он действительно верит. Когда человек умирает со словами «я видел Воскресшего»  нам остается только поверить, что он Его действительно видел.

Сергей Худиев

Источник

Поделиться в соц сетях:
Обсудить можно здесь:

Обсудить в ВКонтакте

Обсудить в Facebook