Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы — тело Христово, а порознь — члены. (1Кор.12:26–27)
Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. (Гал.6:2)
Дорогие братья и сестры, прихожане храма преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских в Бибиреве!
Итак, пока не закончится период самоизоляции, Святейший Патриарх попросил всех чад Русской Православной Церкви оставаться дома и молиться. Хотя некоторых людей не устроило то, что просьба Патриарха не была выражена в категорической форме, тем не менее, такой способ обращения к пастве, на мой взгляд, наиболее соответствует роли Патриарха — не приказывать, как начальник, а умолять и просить. «Не приказываю вам» — как пишет священномученик Игнатий Богоносец христианам Ефеса.
Перспектива оказаться дома и быть лишенным возможности прийти в храм всех огорчила. Подоплека этого огорчения сложная. Это, несомненно, разрыв связи с любимым храмом, с тем местом, где человек привык получать освящение через церковные таинства и прикасаться к любимым святыням. Но, помимо этого, многих огорчила невозможность проявлять свою духовную жизнь через устоявшиеся и привычные формы бытового обрядового благочестия. Недаром в эти дни можно часто слышать вопрос: а как же нам теперь освятить вербу? Как освятить куличи, если на Пасху нельзя будет прийти в храм?..
На протяжении многих лет служения священником мне приходилось постоянно бороться с символом веры секулярного христианства: «Бог в душе — в Церковь ходить не обязательно». Постоянно приходилось придумывать все новые и новые аргументы для того, чтобы объяснить жизненную необходимость именно церковной формы христианства, его неразрывную связь с соборной храмовой молитвой в Доме Божием. Как это ни странно, но сейчас приходится говорить прямо обратное: о том, что Царствие Божие внутри нас, среди нас, и что, оказывается, можно быть православным церковным человеком, не присутствуя в храме.
На мой взгляд, основная причина того, почему многие, несмотря на просьбу Патриарха, стремятся прийти в храм, не опасаясь за собственное здоровье и за здоровье других людей, — мнение, что если человек не придет в храм, то он получит духовный урон, лишится божественной благодати. Я позволю себе высказать следующий важный для меня тезис: человек, который сейчас не приходит в храм, делая свою квартиру и свою семью домашней Церковью, не только не понесет духовного ущерба, но приобретет сугубую благодать.
Давайте вдумаемся в следующие слова апостола Павла:
так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены. (Рим.12:5)
Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом. Тело же не из одного члена, но из многих. Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу? И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу? Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние? Но Бог расположил члены, каждый в [составе] тела, как Ему было угодно. А если бы все были один член, то где [было бы] тело? Но теперь членов много, а тело одно. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы — тело Христово, а порознь — члены. (1Кор.12:12–21; 26. 27)
Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. (Гал.6:2)
Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба. (1Кор.10:17)
из Которого (т. е. Христа) все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви. (Еф.4:16)
Церковь — «Тело Христово», и это не просто красивая метафора. Ведь причащаясь Тела и Крови Христа, мы сами становимся телом Христовым. Мы — в Нем, а Он — в нас. Мы видим, что апостол Павел таким образом раскрывает нам внутреннюю природу Церкви. И, что еще очень важно, он предлагает нам сделать из этого выводы. Если мы — одно тело, то скорбь, радость, немощи мы разделяем друг с другом. По крайней мере, если оставаться честными перед собой, то мы должны это воспринимать как идеал церковной жизни и стремиться к нему. Сегодняшняя ситуация с эпидемией коронавируса дает нам прекрасную возможность для этого.
Позволю себе привести пример из нашей приходской жизни. Еще полгода назад по инициативе наших Леоновских прихожан мы составили список пожилых членов нашего прихода. На тот момент еще не было четкого представления, для какой именно помощи это список понадобится. Но сама жизнь показала, что все было не просто так. Благодаря этому нам удалось сейчас обзвонить наших пожилых прихожан — а это около ста человек, — подавляющая часть которых вынуждена сидеть дома, скорбя и переживая о том, что не имеет возможности попасть в любимый храм. Внимая просьбе Патриарха, на режим самоизоляции перешли не только пожилые, но и люди достаточно молодого возраста.
Давайте теперь сопоставим то, что сказал апостол Павел, и нашу ситуацию. Какая линия поведения будет более соответствовать апостольскому учению о Церкви как о едином теле и подлинно христианскому пониманию церковности? Ответ напрашивается сам собой. Забыть про свои желания, быть с теми, кто не может прийти в Церковь и так же, как они, терпеть это лишение, и есть подлинная воцерковленность мышления и жизни. Представим себе, что кто-то в этой ситуации все-таки решил прийти в храм — тем более, что двери храма не закрыты. Он был на службе, причастился — иными словами, у него все произошло так, как он привык. Он выходит из храма в прекрасном настроении, думая, что получил благодать. Но вышел ли он из храма оправданным, действительно ли получил благодать?
Что здесь не так? А именно то, что от его внимания ускользнуло несколько простых вещей. Богослужение совершается для народа, для Церкви. Святость богослужения — в его соборном характере, поэтому в Церкви не может быть освящения для себя и ради себя, духовной жизни «с черного хода», индивидуалистического пути самосовершенствования по образцу йогов. Если я не разделяю ту или иную скорбь с остальными членами Церкви, не желаю тянуть общую лямку, то меня нельзя назвать подлинно церковным человеком, как бы скрупулезно я ни исполнял все церковные обряды. Поэтому нынешняя ситуация — это повод для нас более точно расставить акценты в своем представлении о Церкви и о нашем месте в ней.
Не секрет, что многие наши соотечественники в миру придерживаются такой логики поведения: закон для всех, но не для меня — по крайней мере, иногда. Человек, нарушающий правила дорожного движения, выезжающий на встречную полосу, не пропускающий пешехода, не оплачивающий проезд в автобусе, считает, что именно сейчас он имеет право на исключение, так как те или иные обстоятельства его оправдывают. К сожалению, эта порочная логика проникла во многие сферы нашей жизни. «Патриарх попросил, конечно, всех, но я — исключение, я ведь так люблю храм». Когда мы стали православными христианами, мы не осознали с покаянием в себе этот порок и принесли его с собой в Церковь, прикрывая его якобы твердым упованием на промысел Божий — мол, со мной ничего не случится. Случается, к сожалению, и доказательством этого являются и священнослужители, и миряне, уже заболевшие этой инфекцией — дай им Бог здоровья.
Доводилось услышать такую фразу: а если человек не мыслит себя без своего любимого храма? Такое высказывание нельзя признать церковным. Вот если бы такой человек сказал: «Я не мыслю себя без отца Ивана, Петра, Марьи Петровны» — это было бы подлинной церковностью. И тогда не возникло бы вопроса: почему я не могу пойти в храм, когда Петр и Мария сидят дома? Огорчение от невозможности увидеть друг друга и есть подлинно церковная скорбь в нынешней ситуации; все остальное, увы, — от эгоизма. Но именно такой скорби я не смог заметить у тех, кто так или иначе сетовал на самоизоляцию. Очень хочется, чтобы мы рассуждали именно так: Патриарх попросил, мои братья и сестры дома, как некоторые сейчас шутят — в затворе; как же я смогу пойти? Они себе не разрешили, а я разрешил; кто я после этого?
Обычно людям, которые спрашивали меня «почему я должен ходить в Церковь?», я отвечал: «Мы в Церковь не ходим, а мы ее из себя составляем. В Церковь нельзя ходить — как нельзя ходить, например, в семью.» Но Христос заповедал нам быть вместе, поэтому если мы не вместе друг с другом в Доме Божием — по субботам, воскресеньям, великим праздникам, — то мы не со Христом. Отсутствие возможности сейчас ходить в храм ничего не меняет. Мы продолжаем быть Церковью. Именно поэтому так важно сейчас поддерживать общение друг с другом. Именно поэтому на сайте нашего храма мы опубликовали телефоны всех наших священников, с которыми можно связаться в любое время суток, получить всю необходимую помощь — и исповедь, и причащение — в той форме, в какой это будет возможно в зависимости от обстоятельств. Поэтому ожили приходские чаты, прихожане стали активно созваниваться и переписываться друг с другом. Никогда мы так вплотную еще не ощущали, что Церковь — это мы. Именно поэтому выживала Церковь в периоды самых страшных гонений на веру, когда привычные и знакомые формы церковной жизни были невозможны. Может быть, Господь нас чему-то готовит, может быть, — просто чему-то хочет научить…
Я прекрасно понимаю, что многих людей в голове возникает следующая логическая цепочка: вирус — не иду в храм — чего же стоит моя вера? Но это не проблема силы веры или маловерия, а вопрос понимания того, что есть Церковь, без которой, по мысли сщмч. Илариона (Троицкого), нет спасения. Церковь — это просто необходимое вероучительное понятие, глава из учебника богословия или это — нечто такое, что заставляет меня в конкретных жизненных ситуациях поступать определенным образом, пусть не всегда так, как мне хочется или чувствуется? Да, в Церковь мы веруем, но делаем ли практические выводы из этой веры? Реально ли существуют эти «взаимно скрепляющие связи» (Еф.4:16)?
И последнее. Все это обязательно закончится, и мы снова будем молиться вместе в храме. Сопереживание друг другу и разделение общей чаши позволит нам без стыда смотреть друг другу в глаза. Вот о чем мы сейчас должны думать. Не бойтесь закончить пост без вербы и кулича. Нам пора взрослеть.
Поздравляю всех с праздником Входа Господня в Иерусалим!
С братской во Христе любовью,
настоятель храма протоиерей Андрей Рахновский
11.04.2020