О действии крещения и признаках христианина

takze kreschenie rebenka

Каждый христианин, выйдя от крещальной купели, получает от Господа послушание: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19). Однако, пытаясь рассказать ближнему о Христе, мы часто обращаемся к догматическому богословию или к житиям святых, не упоминая при этом о собственном чуде встречи с Богом.

А ведь каждому из нас есть что рассказать из своей христианской жизни. Чем так важно живое свидетельство? Тем, что ищущий Бога человек может задать вопросы, ответы на которые не смог найти в житиях и преданиях церковных: «Как изменилась моя жизнь после встречи с Богом?», «Что есть Жизнь во Христе, каковы ее признаки?». Человек рожден, чтобы познавать, но не только законы физики или правила жизни в обществе. Мы начинаем познавать мир с себя — голодны ли, замерзли, устали; всё это — элементы простейшего самопознания. Православие дает нам заглянуть глубже в себя и ответить, что в нас изменилось после принятия таинств? Как меняет нас и нашу жизнь христианство? На все эти вопросы мы должны ответить не только ближнему, но самое главное — себе.

Чего мы ждем от Христа и от себя? Это еще один вопрос, на который нам необходимо ответить. Каково наше место в Церкви и чего от нас ждет Бог? Многие из нас изучили устав, знают, как правильно называется тот или иной грех, и любят повторять: «Простите меня, грешного». Но движемся ли мы в нужном направлении? Есть ли плоды нашего православного образа жизни, и каковы они? «По плодам их узнаете их» (Мф. 7, 16), — предупредил Спаситель, и эти плоды должны быть очевидными. Это не милостыня и не внешнее смирение — ведь и язычники могут быть милосердны и смиренны.

Идя по проторенной дороге поста, молитв и приобщения церковным таинствам, мы считаем, что совершаем всё, что заповедано нам Господом, а внутренняя жизнь в это время замирает. И вот уже потеряно чувство присутствия Божьего и промыслительной заботы о нас. Как понять, угодны ли наша жизнь Богу, слышит ли он наши молитвы, не свернули ли мы с пути?

Предлагаемый вашему вниманию трактат «Размышление о крещении» даст ответы на многие вопросы, волнующие каждого православного. В нем автор призывает задуматься о критериях, по которым мы можем судить о себе, как о христианах, и даёт непривычные для нас ориентиры.
Пусть этот текст отца Иеронима послужит укреплению уверенности в нашей причастности Божественной благодати и подбодрит нас к более тесному и живому общению с Господом нашим Иисусом Христом. К такому общению, которое станет проявляться в повседневных поступках и делах и будет освещено светом Евангелия Христова.

Переведен труд «Рассуждения о действии крещения» в Санкт-Петербургской Духовной Академии и опубликован в журнале «Христианское Чтение» за 1821 год (т. II, с. 123–131). В связи с тем, что в переводе присутствует множество архаизмов, не претендуя на научность, мы взяли на себя труд сравнить перевод с греческим текстом и адаптировать его для современного читателя. Цитаты из Священного Писания приведены согласно русскому синодальному переводу.

свящ. Роман Колесников

Исследование блаженного Иеронима, полезное всякому христианину (О действии крещения и признаках христианина).

Вопрос: Почему ты Христианин?

Ответ: Потому, что верую во Христа Сына Божия.

Рассмотрение ответа: Ты ответил не точно и не рассудительно. Потому что я спрашиваю не о том, почему ты называешься христианином, но какова причина, по которой ты стал христианином. Почему ты действительно христианин? Если бы я спросил, почему ты называешься христианином, то правильно бы ты ответил: потому что я верую во Христа. Но я разыскиваю причину, по которой ты стал христианином. Вопрос этот, кажется, не велик и прост, но не многие отвечают на него правильно. Ведь если кто на этот вопрос даст ответ: «потому что Бог захотел, чтобы я был христианином», то не правильно ответит. Или если ответит: «потому что я захотел быть христианином», не правильно скажет. А нужно сказать: «потому, что Бог захотел, и я решился хотеть волю Божью».

Вопрос: По воле или против воли ты стал христианином?

Ответ: Если скажу «по воле», солгу; и если отвечу «против воли», также скажу неправду. Ибо я был тогда младенцем, поэтому не противился, и не соглашался.

Вопрос: Прошу же сказать, откуда ты знаешь, что ты действительно крещен? Может быть твои родители, являясь тайными язычниками, бросили тебя так, и совсем не крестили. Много подобного происходило, и случается до сих пор.

Ответ: Я знаю это, из самого действия. Как пророк Исайя говорит: «от страха Твоего, Господи, мы приняли во чреве, страдали болезнью рождения, и родили дух спасения» (Ис. 26, 18). Этим показывает он, что мы получили Духа Святого, когда просветились крещением. Бог также говорит через пророка о крещаемых: «вселюсь в них и буду ходить в них» (2 Кор. 6, 16; ср. Лев. 26, 12) и еще: «излию от Духа Моего на всякую плоть» (Иоил. 2, 28). И так те, которые в святом крещении приняли во чреве Божественный Дух, изнутри, из глубины сердца своего движениями и возбуждениями, ликованиями, и действиями, и, так сказать, взыграниями благодати Его удостоверяются в сердце своем, что они крещены. Ибо никто никогда на земле из не крещенных людей не имеет в изобилии такой благодати или действия и вообще никогда не ощущал такого, хотя бы он исполнил бы все заповеди и повеления Божьи, а только те, которые от воды и Духа приняли ее во чреве, и сохраняют ее чистой и неоскверненной. Ибо как женщина, имеющая во чреве, чувствует движения младенца внутри себя, так и они от зародившейся внутри их радости, веселия и ликования, бывающего в сердце их, познают, что в них живет Дух Божий, Который они получили в крещении. Об этой-то благодати святого крещения говорил Христос: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21) и еще: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (Лк. 12, 49).

Вопрос: И всякий ли человек, простой или мудрый, по этому одному только признаку может знать, что он был крещен, и не каким-либо другим образом?

Ответ: Это есть истинный и безошибочный признак христианина. Послушай, как Павел порицает некоторых и взывает: «Или не знаете, что Иисус Христос живет в вас? Разве только вы не то, чем быть должны» (2 Кор. 13, 5). И я сказал, что как имеющая во чреве не от слов, но от действий и от движений младенца узнает несомненно, что зачала, так и истинный христианин не из рассказа своих родителей, крестивших его, и не другим каким-нибудь образом, но от самого сердца своего должен получать полную уверенность, что он принял святое крещение и удостоился Духа Святого. Вот почему Павел сказал к некоторым: «Духа не угашайте», т. е. не изгоняйте (1 Фес. 5, 19) и «не оскорбляйте Духа Святого, которым вы запечатлены в день избавления» (Еф. 4, 30). И еще: «Вы получили Духа не рабства, но свободы» (Рим. 6, 15). Этой благодати лишившись за прелюбодеяние, Давид молил Бога так: «Возврати мне радость спасения» (Пс. 50, 14) и «дух правый обнови внутри меня» (Пс. 50, 12). И так видишь, что внутри верного обитает Дух Святый. Впрочем, в той мере, в какой человек сохраняет в чистоте дом сердца своего, он просвещается, и посредством слез, радости, ликования, утешения и веселия ощущает огонь Божий, живущий в себе. Особенно же во время праздников, собраний и просвещений, во время сошествия Духа Святого, благодать его, живущая в душе человека, сликовствует, и отсюда человек полностью удостоверяется, что он воистину христианин и принял святое крещение. Сказанное мною не должно казаться тебе странным и трудным. Ибо пророки, живя с женами, и находясь среди мира, между людьми и в делах пребывая, имели эту благодать Святого Духа. И не только мужчины, но и женщины пророчествующие. Ибо Дух Святый не удаляется и не гнушается общения высокопочитаемого брака. Поэтому многие и в мире живущие испытывают действия такой благодати Святого Духа, говорю же о предстоящих алтарю и приступающих к приобщению Христовых Таин. Ведь они тотчас исполняются слез, радости и веселия. А этим христианин и удостоверяется, что он причащается не простому хлебу и вину, но воистину Телу и Крови Сына Божия, освященным Духом Святым. Ведь мы не ощущаем ничего такого: ни той радости и силы, ни сладости, ни умиления, когда вкушаем простой хлеб и вино за трапезой нашей (хотя бы хлеб этот был чище хлеба, и вино это было старее и лучше вина предлагаемого на алтаре. Все это очень нужно знать христианину. Во всей вере нашей и во всей Церкви и во всем Божественном Писании нет ничего более или столько же нужного, как это ощущение. Ибо этим человек удостоверяется, что Бог в нем и с ним; от этого узнает он, что воистину нет на земле другой веры, кроме веры христианской. И язычники имеют писания, и храмы, и жертвы, и учителей, и книги, и частичное боговедение, и некоторые добрые дела, и праздники и пременения одежд, и молитвы, и всенощные бдения, и священников и многое другое. Но этой сокровенной в сердце христианина благодати и действия Святого Духа никто на земле не получает. Получают же верою только одни правильно крестившиеся в Отца и Сына и Святого Духа. И об этом богатстве нашем Господь говорит: «Подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле» (Мф. 13, 44). Это есть Дух Святой, спрятанный в нас в день Божественного крещения, о котором и Павел говорит: «Сокровище сие мы носим в глиняных сосудах» (2 Кор. 4, 7), т. е. в бренных телах наших, и еще: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3, 16). И это представлено нами по необходимости для изъяснения, как христианин может узнать, что он христианин и что принял святое крещение. Ибо входить в Церковь не есть еще признак истинного христианина: поэтому многие и недостойно входят с нами. И совершать крестное знамение, и приобщаться Тела Христова не есть признаки истинного христианина. Может быть, и некоторые неверные и еретики приобщаются, и все, что мы делаем, могут делать и они. Но, как я прежде сказал, признак истинного христианина, который Бог даровал христианину, находится не где-либо вне его, и не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца (ср. 2 Кор. 3, 3).

И так внутри, в самих себе будем искать, имеем ли мы дарованное нам от Бога в крещении знамение, дар, благодать и сокровище. Ибо Евангелия, Пророки, Учители, Апостолы через слышание учат нас словесной вере в Бога. А Бог не словами слуха, но делами, реально в душе совершающимися, поучает человека, что такое христианин. Посему Павел говорит, что «вера от слышания» (Рим. 10, 17) и «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11, 1). И так теперь мы узнали в чем состоит такой признак христианина, которого никакая другая на земле вера не имеет. Блаженны принявшие и имеющие его, и с ним отходящие от этой жизни! Ибо их есть Царствие Небесное.

Поделиться в соц сетях:
Обсудить можно здесь: