Эта идея родилась из опыта многих паломнических поездок.
Во время путешествий мы обычно молимся и читаем акафисты не только в храмах и возле святынь, но и в дороге. Наша загруженность и привычка к многоделанию зачастую не дает нам возможность искренне и спокойно помолиться, не отвлекаясь и не спеша.
Наблюдая, с каким удовольствием во время путешествий молятся наши прихожане, я предложил иногда собираться в храме для молитв вне богослужений. Так родилась традиция совместного пения акафистов Господу и Его угодникам, и начало зарождаться Народное Акафистное Пение (сокращенно — НАП). Объявление, какому святому мы будем петь акафист, висит в храме, так что каждый может прийти с текстом акафиста во вторник к 17–00.
За время молитвенного делания мы многому научились и продолжаем учиться. Уже выработались два правила: первое — все молитвословия акафиста мы читаем по очереди; второе — во время чтения запрещается вслух исправлять чтеца. Как показала практика, последнее условие — самое сложное, но и самое полезное. Для неискушенных в церковно-славянском языке людей замечания зачастую становятся препятствием для участия в совместных молитвах. Поэтому мы сознательно не исправляем ошибающегося человека.
Результат не заставил себя долго ждать: атмосфера в храме стала по-настоящему молитвенной. Люди искренне и с удовольствием начинают читать, не боясь, что их остановят или осудят. Духовным уроком стал такой подход и для слушающих: всегда тяжело побороть в себе желание исправить, наставить, показать свою «искушенность» и знание церковно-славянского языка. При этом может создаться иллюзия, что такая «правильность» является самоценностью христианской жизни. Мы предлагаем на Народном Акафистном Пении потерпеть ошибки ближнего и исполнить наставление апостола Павла: «друг друга тяготы носите, и так исполните закон Христов» (Гал. 6, 2).
Кроме навыка терпения, прихожане приобретают неоценимый опыт совместных молитв вне службы. Ведь Господь сказал: «ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 19). Хотя личная молитва и важна, но, по утверждению святых отцов, для стяжания внимательной уединенной молитвы, необходимо сначала приобрести навык совместной молитвы: «Верно, люди по отдельности имеют долг личной молитвы, но его они исполнять смогут только тогда, когда соединятся с этим совершенным телом и станут украшением его» (блаж. Петр Хрисолог). Совершенным телом блаженный называет всех нас, верующих во Иисуса Христа, Церковь Христову.
Есть ещё одна особенность наших совместных молитв — их не обязательно проводит священник. В этом я вижу немалую пользу. Во-первых, зачастую прихожане посещают богослужение ради служащего батюшки. Акцент в молитве смещается, и человек даже не обращает внимание на то, что он приходит в храм не потому что Господа любит и не может жить без общения с Ним, а потому что любит священника и скучает по нему. Во-вторых, люди чувствуют ответственность за качество общего пения, стараются петь и читать лучше. Так постепенно выявляются прихожане, способные в дальнейшем помогать священнику в приходской деятельности.
К тому же, на таких собраниях мы имеем возможность ближе познакомиться друг с другом. Ведь бывает, ходит человек на службу годами, а братьев и сестер по вере не знает. В наши непростые времена нам нужно ближе держаться друг к другу — делиться опытом, поддерживать и даже просто дружить.
Храм живёт молитвой. Точно так же, как и верующий человек. Поэтому, участвуя в Народном Акафистном Пении, мы не только созидаем себя (ср. 1 Петр. 2, 5), но и Тело Христово, частичкой Которого мы все являемся.
свящ. Роман Колесников