На Святой Земле нужно побывать каждому христианину. День 7

На Святой Земле нужно побывать каждому христианину. День 7

О святынях Иерусалима, селфи с патриархом, Елеонская гора, и снова о милости Божьей

25 сентября 2015 года.

Святыни Вифлеема

От подъема до завтрака у нас было немного времени, которое совсем не хотелось проводить впустую здесь, на Святой Земле. Не сговариваясь, мы все оказались в храме Рождества Христова на литургии и еще раз поклонились месту рождения Спасителя.

После службы мы заглянули в келью Иеронима Стридонского, где блаженный делал знаменитый перевод Священного Писания на латинский язык. Потом мы побывали на месте погребения вифлеемских младенцев и помолились о тех, кто осквернил себя грехом детоубийства.

«Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам» (Мк. 10, 33)

С сегодняшнего дня наше паломничество будет связано с восхождением в Священный Иерусалим и посещением христианских святынь города.

Иерусалим находится на возвышенности, и нам предстоит взойти к главным событиям земной жизни нашего Спасителя. Это означает, что ближайшие несколько дней обещают быть эмоционально и духовно насыщенными.

Отправление в Иерусалим

После завтрака автобус повез группу в Иерусалим. На выезде из Вифлеема снова пришлось миновать пограничный пост.

Сегодня пятница, стоит солнечная погода, а город живет обычной жизнью.

Мы входим в исторический город, обнесенный мощной каменной стеной. Невольно вспоминаются строки из пятидесятого псалма Давида: «…и да созиждутся стены иерусалимския». В них выражена вся суть чаяния верующего иудея — возрождение Израиля и пришествие в него Мессии. Мощные стены вокруг города выглядят как знамение пророчества, хоть и не их воспел пророк.

Всем известен исторический факт: вскоре после Распятия Господа город был разрушен до основания. Стены, которые сегодня ограждают Старый Иерусалим от остальной части города, построены лишь в 16 столетии.

Исторический город разделен на 4 квартала: христианский, иудейский, мусульманский и армянский. Здесь очень неспокойно, в любой момент может вспыхнуть конфликт. Христиане, иудеи и мусульмане считают Иерусалим именно своим священным городом, отсюда и происходит желание отстаивать свои религиозные права у некоторых представителей этих конфессий. Периодически из новостных сводок становится известно о новых столкновениях и даже терактах, совершенных в священном городе.

Дорога к Гробу Господа

Главной нашей целью был храм Гроба Господня. На узких и шумных улочках кроме жилых домов расположились торговые лавки с разнообразными товарами. В одном из многочисленных кафе или в ресторанчике можно перекусить и продолжить путешествие.

Этот город изнутри оказался обычным мегаполисом. Кто-то стремился поклониться Святыне, в то время, как остальные прочесывали рынок в поисках необходимых вещей. Погружение в подобную суету сопровождают необычные ощущения: крики, смех и посторонние разговоры недалеко от Священного Места отзываются болью в душе. Ведь именно здесь происходили страшные исторические события, полностью изменившие мир.

Гроб Господень

Очутившись у массивных ворот без какого-либо указания на христианский храм, не сразу понимаешь, что это и есть вход в храм Воскресения Христова. Здесь не существует запрета на христианскую символику, однако, местные советуют лишний раз ее не выказывать. Я, правда, ходил по Иерусалиму в подряснике, в рясе, а иногда и с наперсным священническим крестом, и ничего мне за это не было. Хотя некоторые паломники вспоминают, что за открытое ношение креста в Израиле можно пострадать от ревностных иудеев.

Положение усугубляется разделенностью христиан, которая часто граничит с проявлениями враждебных настроений. С середины 19 века в Иерусалиме действует закон, по которому ничего нельзя менять в храме Воскресения Христова без согласия шести христианских конфессий — православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской.

С тех пор ни внешнее, ни внутреннее убранство храма никто не изменял. Даже деревянная лестница, изображенная на гравюре 1834 года, стоит нетронутой. Она приставлена к окну, находящемуся во владении армянской церкви, и одновременно опирается на карниз, принадлежащий православным.
Вот такая здесь жизнь.

Камень Помазания

Входя в притвор Воскресенского храма, паломники оказываются перед лежащей на полу прямоугольной плитой из бледно-розового мрамора. Это Камень Помазания, на который было положено снятое с Креста бездыханное Тело Господа. Периодически богомольцы помазывают Камень благоуханными маслами. Сложился обычай при входе в храм поклониться каменной плите, промокнуть платок благовониями и хранить его всю жизнь как святыню.

Поклонившись Камню Помазания и поднявшись на ноги, оказываешься на воображаемом перекрестке. Взгляд упирается в стену, расписанную фресками со сценами снятия с Креста и положения во гроб Спасителя. Вход в храм остался за спиной. С левой стороны оказывается проход к Гробу Господню, а с правой — место Распятия Господа и обретения Креста Спасителя.
Мы сворачиваем направо — к Голгофе.

Голгофа

Чтобы попасть на гору Голгофу, нужно взобраться вверх по ступенькам. Сейчас на этом месте установлен новый Животворящий Крест, потому что настоящий Крест Спасителя целиком не сохранился.

Пропев величание, тропарь Кресту и помолившись, паломники совершают земной поклон, кланяются Кресту и стараются дотронуться рукой до ниши у подножия Креста на Голгофе. По преданию под ней погребен и наш праотец Адам. Промысел соединил два события Священной истории: на месте погребения Адама пострадал за грехи всех людей Второй Адам — Христос (ср. 1 Кор. 15, 45).

Рядом с Голгофой находится алтарь Воскресенского храма, и можно понаблюдать, что происходит внутри. Спустившись вниз по ступенькам, мы оказываемся в пещере святой царицы Елены. По преданию она обрела здесь Крест Господень в 326 году.
Мы еще вернемся сюда в воскресенье, когда будем праздновать Воздвижение Креста Господня.

Кувуклия

От Голгофы мы снова спускаемся и проходим мимо Камня Помазания к Гробу Господню. Гробница имеет второе название — Кувуклия, что с греческого переводится как «покой» или «опочивальня». На первый взгляд сооружение кажется странным и представляет собой купольную часовню из желто-розового мрамора. К ее входу тянется большая очередь паломников, желающих побывать на месте, где восстал из мертвых Христос.

Кувуклия расположилась напротив входа в Воскресенский храм. Обходя святыни, расположенные как бы в притворе, мы двигались вокруг храма Воскресения Христова. Совершая в нем богослужение, духовенство сначала заходит в Кувуклию, покланяется месту Воскресения Христова и только потом проходит в храм.

К сожалению, к главной святыне мы подойти не смогли. Ждать в огромной очереди, тянущейся ко Гробу Господню, времени не было, поскольку по программе в 11 часов у нас запланирована встреча с патриархом иерусалимским Феофилом III.

Селфи с иерусалимским патриархом

При входе в резиденцию патриарха, находящуюся в нескольких сотнях метров от Гроба Господня, висит эмблема иерусалимской патриархии. На ней изображены греческие буквы Т и Ф, означающие, что здесь находится «хранитель Гроба» — почетный титул для религиозного мира.

Несколько раз он переходил от одной конфессии к другой, когда, наконец, решением турецкого султана был окончательно закреплен за православными.

Мы входим в просторное здание, поднимаемся на второй этаж и попадаем в актовый зал. Среди паломников мы увидели здесь иностранных священников.

Патриарх оказался невысоким крепким старцем, очень доступным к общению. Несколько слов он посвятил значению иерусалимского патриархата и важности паломничества на Святую Землю в духовной жизни каждого христианина. Все присутствующие священники получили в подарок памятные наперсные кресты и вдоволь нафотографировались с патриархом.

Христианин — «носящий в себе Христа»

В путешествии по Иерусалиму нам часто указывали на то или иное место как на святыню, добавляя при этом — «по преданию». Можно сделать вывод, что достоверно известных исторических мест сохранилось очень мало, даже Животворящий Крест не сохранен в полноценном виде. Его часть, привезенная в Константинополь в подарок императору Константину I, оказалась в Европе во времена разграбления Царьграда крестоносцами в 1204 году. До нас дошли только небольшие частички Креста.

Второй большой фрагмент Креста был утерян в 1187 году в битве при Хаттине: после разгрома рыцарской армии святыню, по всей видимости, захватили мусульмане. Напрашивается вопрос: неужели Господь настолько слаб, что даже самую главную святыню христиан не уберег? Но ответ быстро пришел на ум: Бог позволяет потерять святыню, забыть о подлинном месте ее нахождения, чтобы акцент духовной жизни мы не полагали вовне, а внутри себя носили святыни, становясь храмами Духа Святого (ср. 1 Кор. 6, 19).

Христианин призван носить в себе Христа, святой Игнатий Богоносец так и называл православных — христоносцы.

Как прожить не зря

После встречи с патриархом мы в тот же день успели побывать в Сионской горнице. Предположительно здесь собирались апостолы, и Спасителем было установлено Таинство Евхаристии на Тайной Вечере.

Тут же неподалеку находится храм Успения Божьей Матери. Римо-католики верят, что именно здесь, в доме апостола Иоанна Богослова, проживала Божья Матерь. Этот дом стал и местом Ее Успения.

Храм имеет дополнительный подвальный уровень. Статуя Божьей Матери, лежащая в центре, выглядит так же, как изображения на православных иконах, посвященных Успению Богородицы.
Храм принадлежит католическому ордену бенедиктинцев, и наш экскурсовод упомянул об основателе ордена, великом подвижнике пятого века, святом Венедикте Нурсийском. Он успел основать 12 монастырей! Подумалось о том, как важно прожить жизнь не впустую, с пользой. Сделать такое, что останется после человека на века.

Вот о чем нужно просить Господа.

 

Гора Вознесения

На горе Елеонской, с которой Христос вознесся на небо, нам тоже удалось побывать. Это место принадлежит мусульманам, которые за вход на гору берут плату.

Оказавшись в часовне, мы помолились, пропели тропарь, кондак и величание празднику Вознесения. Неожиданно среди православных песнопений зазвучал призыв к мусульманской молитве. Горько стало от того, что эти места, как и место Вознесения Господня, принадлежат мусульманам. Прямо за часовней, как знак разделенности христиан, установлены несколько престолов, принадлежащих разным христианским конфессиям.

Осматривая окрестности Иерусалима со смотровой площадки на Елеонской горе, мы рассуждали, как по-человечески обидно должно быть Господу, Который ради людей стал человеком, а они Его не приняли и не поняли. Даже его ученики, из которых Он основал Церковь, не смогли сохранить единство.

Елеонский монастырь

Неподалеку от места Вознесения Господня находится Елеонский Вознесенский монастырь, принадлежащий Русской Зарубежной Церкви. Здесь нам посчастливилось поклониться месту первого и второго обретения главы святого Иоанна Предтечи.

Монастырь святой Марии Магдалины

Последним местом в седьмой день нашего паломничества стал русский монастырь святой Марии Магдалины с красивыми храмами. Здесь покоятся мощи великих святых — преподобномученицы Елизаветы Федоровны и инокини Варвары.

Мы зашли в монастырь, и в соборной церкви началась служба. Потекла по-монашески тихая, неторопливая молитва, призывающая отдохнуть от суеты страстей и безумного бега жизни.
Настала пора возвращения в гостиницу. Мы уносили с собой впечатления и переживания от сегодняшнего паломничества. Как же милостив Господь, подаривший нам такой благодатный день!

Продолжение следует…

свящ. Роман Колесников

фото из личного архива и Андрея Кулагина

Поделиться в соц сетях:
Обсудить можно здесь: