Третий день паломничества был снова праздничным — Рождество Божьей Матери. В этот день нам очень хотелось послужить на службе в храме, который стоит на месте рождения Богородицы. Но еще до поездки я узнал, что, как и в случае с многими другими храмами, у христиан нет единого мнения, где родилась Дева Мария. Католики показывают свой храм в качестве места ее рождества, православные — свой. Каково же было мое удивление, когда я узнал, что в день рождения нашей Матушки в храме на месте, где, по православному преданию, родилась Владычица, службы вообще не будет! Зато оказалось, что Литургия будет у ее гробницы в Гефсиманском саду.
Накануне наш гид Алексей советовал никуда не ехать и служить в храме Рождества Христова, в котором мы молились вчера, иначе мы никак не вписывались в заранее составленную программу. Однако, как ни уговаривал нас Алексей, мы все-таки настояли на том, чтобы утром ехать в Гефсиманию во что бы то ни стало. К нашему удивлению, поздно вечером Алексей сообщил, что у нас есть возможность утром поехать на службу вместе с другими паломниками и это никак не отразится на нашей программе посещения. Ура! Как говорили мы в школе на уроках геометрии, «Ч.Т.Д.« — «что и требовалось доказать»: у того, кто хочет, всегда появится возможность.
Напомню, что разместились мы в Вифлееме. Это территория непризнанного многими странами государства Палестинской Автономии. На Святой Земле очень сложно с территорией: на одном клочке земли представлены и государство Израиль, и Палестинская Автономия, а есть еще Сектор Газа, территория на Западном берегу реки Иордан. Понять все это не просто: нужно знать историю и разбираться в политике. Паломник, посещающий Св. Землю, вынужден постоянно пересекать пропускные пункты на границах между этими государствами. Вот и мы, выехав в Гефсиманию, через несколько километров остановились для прохождения границы между Палестиной и Израилем. И это при том, что Вифлеем — практически пригород Иерусалима, расстояние между двумя этими городами сопоставимо с расстоянием от Мытищ до Москвы.
Гефсиманский сад, как мы помним из Евангелия, находится в Иерусалиме. Скорее всего, это место принадлежало роду Божьей Матери. Поэтому она здесь была погребена, и Христос, Сын Божий, ходил здесь по той же причине — это было фамильное имение.
У входа в Гефсиманский храм, по преданию, находятся гробницы — в правой нише родителей Божьей Матери Иоакима и Анны, а в левой — св. праведного Иосифа Обручника. Дальше спускаемся вниз по ступенькам и достигаем гробницы Божьей Матери, которая находится в центре храма в виде квадратной пещеры с низким входом. Зайдя в пещеру, вы увидите подобие стола, что по греческому обычаю может служить Престолом для совершения Литургии. Когда вы обойдете пещеру дальше, то сможете поклониться чудотворной иконе Божьей Матери Иерусалимской, которая помещена в киот из розового мрамора. История появления ее очень интересная и связана с русской монахиней-иконописицей. Этой монахине было видение Девы Марии во сне, и Она повелела ей написать икону. Поэтому образ Богородицы вышел точно таким, каким был во сне, так что даже старец Паисий Святогорец, несколько раз при жизни видевший Пречистую Владычицу, говорил, что она такая же как изображена на иерусалимской иконе.
В храме я сразу прошел за гробницу, где уже стояли наши русские священники, читающие свои помянники, и сидели греческие священники. Один из них совершал Проскомидию. Место, в котором я оказался, зайдя за гробницу, не является алтарем в нашем понимании, а больше походит на комнату, в которой посередине поставлен стол для облачения священнослужителей, в дальней стороне по центру на возвышенности помещена икона Божьей Матери, а слева устроен Жертвенник для Проскомидии. Я показал свою справку для служения, также открыл помянник и начал молиться о здравии и упокоении. Служба уже началась. Как и вчера, богослужение не было похоже на то, как служат в праздник у нас в русской церкви: читала и пела одна монахиня, причем делала она это без особого усердия. По всему было видно, что все ожидают приезда архиерея, с ним и служба начнется торжественная.
Так и случилось. Вдруг греки засуетились, появились протодиаконы, а у входа в храм послышался громкий стук, как будто кто-то стучит палкой при ходьбе. Выйдя к людям, я увидел митрополита Ясского Феофана. Впереди него шли охранники в штатском, в головных уборах, похожих на турецкие шапки, и один из них шел и стучал по полу посохом, похожим на архиерейский. Такое необычное сопровождение, мне кажется, осталось до сих пор как дань прошлому, в котором христианам разрешалось молиться и мусульманское государство обеспечивало охрану нашим священнослужителям, тем самым демонстрируя всем, что христианская религия здесь охраняется по закону.
Архиерей зашел за гробницу и начал облачаться. Меня поразило, что в это время греческие священники запросто сидели и разговаривали о своем, да еще и мне предложили последовать их примеру. Сидеть не хотелось, но я все-таки присел: когда еще доведется сидеть в присутствии архиерея, да еще облачающегося?
Служило двое протодиаконов. Запомнился тот, что помоложе, высокий, широкоплечий. Грудь вперед, уверенный в себе. Владыка Феофан не похож на наших Владык: волосы стрижены, борода короткая, облачение очень простое. Во всем убранстве храма чувствуется некоторая торжественность, но все какое-то аляпистое, напоминающее украинское деревенское благочестие, согласно которому ничего из святого не помешает, а потому в храме есть все — иконы, лампадки, рушники и прочее. На контрасте вспоминается сразу порядок и красота афонских монастырей. Зато как здесь пели! Мужской хор, а иногда и один псалт с мощнейшим голосом. Мы служили перед гробницей, а причащались внутри нее из рук архиерея!
После литургии, как обычно, поехали своей компанией по святым местам. Где же мы побывали в этот день?
Мы посетили поле пастушков, на котором Ангел возвестил им о рождении Иисуса Христа. Это совсем недалеко от места рождения Господа. На этом месте стоит греческий храм с необычным названием «Слава в Вышних Богу».
Потом поехали в монастырь прп. Феодосия Великого, также расположенный рядом с Вифлеемом. Там была похоронена прп. Евфросиния Полоцкая. Сама она хотела быть погребенной в другом монастыре — прп. Саввы Освященного. Но игумен того монастыря не разрешил этого сделать, потому что вход в него для женщин строго запрещен. Тут же в монастыре находятся гробницы, в которых были погребены знаменитые Иоанн Мосх (автор «Луга духовного») и одно святое семейство, которое подвизалось в монастыре прп. Саввы: святой Аркадий и другие с ним — мать, отец и двое их сыновей. Очень трогательна их история. Их дети плыли на корабле, и корабль потерпел крушение. Никто не выжил, и родители думали, что их дети погибли. С горя они решили уйти в монастырь и выбрали для этого монастырь прп. Саввы. Однако там они нашли своих детей, постриженных в монашество: после чудесного спасения от кораблекрушения те решили посвятить себя Господу.
Нам долго не открывали из-за того, что там подвизаются старенький игумен и всего несколько сестер. Мы никак не могли достучаться и наконец решили спеть величание прп. Феодосию. В этот момент врата монастыря открылись.
Потом мы поехали в монастырь прп. Саввы Освященного. Это очень важное место в истории нашей Церкви. Здесь, кроме прп. Саввы, жившего в 5 веке, подвизались прп. Иоанн Дамаскин, Иоанн Мосх, Андрей Критский, канон которого мы все очень любим. С этим монастырем связано появление т. н. Иерусалимского устава, по которому мы до сих пор служим в наших храмах.
Женщины остались, а наша мужская часть паломников вошли в монастырь. Это очень красивый монастырь с изумительными росписями и фресками. При входе стоит часовня, в которой находится гробница прп. Саввы. Мы поклонились мощам св. Саввы, чудотворной иконе Божьей Матери.
Поднявшись на смотровую площадку, мы увидели т.н. Лавру: внизу ущелье с водой, а по сторонам устроены кельи монахов. Кельи похожи на ласточкины гнезда в песке или скалах — издалека видны только окошечки. Это и есть Лавра. Сейчас под Лаврой мы понимаем большой монастырь, а когда-то это была улица (по-греч. лавра), на которой жили отдельно монахи в своих кельях.
Посетили келью прп. Иоанна Дамаскина и поклонились его гробнице. Келья очень маленькая. В ней каменное ложе шириной 20 — 30 см, ложе для сидения и в конце каменная ниша для книг и молитвы. Оказывается, человеку больше и не надо — место посидеть, поспать и, главное, помолиться. До 12 века здесь хранилась икона Божьей Матери «Троеручица», написанная прп. Иоанном. Сейчас эта икона находится в сербском монастыре Хиландар на Афоне. В архондарике монастыря (комната для угощения паломников) оставили запись: «Молитесь за нас, братья». Пока мужчины посещали монастырь (а женщин в обитель прп. Саввы не пускают), наши сестры-паломницы слушали душеполезные рассказы монаха, охраняющего вход в монастырь.
Потом мы поехали в Хеврон, главным разочарованием которого было увидеть Мамврийский дуб полностью засохшим. Дело в том, что существует предание, что когда засохнет мамврийский дуб, вскоре наступит конец света. Поэтому православные паломники пристально следят за тем, как поживает дуб. Паломники рассказывают разное. Но теперь я воочию убедился, что дуб сухой, из него растет одна веточка то ли дикой поросли, то ли травы. Но пришествие Господне зависит не от дуба, а от милосердия Божьего и пока Господь судил нам жить, соблюдать Его заповеди и проповедовать о Его милосердии.
Дуб стоит на территории русской земли. В Хевроне наш православный храм единственный из христианских церквей. Сам город — мусульманский. После храма мы прошли к сохранившейся до наших дней древней гробнице — на ее примере можно понять, как хоронили во времена Христа. Это пещера с маленьким входом, который заставлялся тяжелым камнем. Внутри пещеры выдолблены ниши. Мертвеца омывали, помазывали миром на камне возле гробницы. После этого успопшего помещали в нишу. Он усыхал, потом ему буквально «перемывали косточки» и складывали их в ящик. Таким образом ниша освобождалась для нового захоронения. Так устраивалась семейная усыпальница.
В Хевроне находится гробница праведных Авраама и Сарры. Сейчас там построены мечеть и синагога, и нас туда не повезли.
Когда мы вернулись вечером в гостиницу, у нас еще хватило сил погулять по ночному Вифлеему. За храмом Рождества Христова, несмотря на поздний час, мы набрели на оживленную улицу. Поразило нас не то, что на ней можно купить что угодно от фруктов до одежды и очков, а то, что на улицах очень не убрано. Все засыпано мусором, а жители ходят веселые и нисколько не переживают по этому поводу!
свящ. Роман Колесников
фото из личного архива и Андрея Кулагина