Продолжаем делиться своими впечатлениями о Св. Земле.
Прилетели мы в пятницу 18 сентября поздним вечером. В аэропорту нас ожидал Алексей, ставший нашим провожатым на все паломничество. Воздух был непривычно сухой и очень теплый. Практически сразу захотелось пить, а на дворе — суббота. Вы знаете, что в Израиле это день покоя, у большинства магазинов в этот день выходной. Ближайшую воду мы нашли только на автозаправке.
Из аэропорта мы отправились на микроавтобусе в Тверию, на самый север Израиля, в известную нам по евангельским рассказам Галилею. Оттуда, согласно программе паломничества, и начнется наше посещение святых мест. При планировании поездки мы без всяких посредников обратились напрямую в Русскую Духовную Миссию. Там меня встретили с неподдельным пониманием: на любые недоуменные вопросы я получал терпеливые и подробные ответы. Сотрудники РДМ подготовили для нас программу, нашли гостиницы в разных городах по маршруту паломничества и, как вы уже знаете, обеспечили нам сопровождение.
Но вернемся в ту незабываемую первую ночь, когда мы только прилетели в Израиль. По дороге наш гид Алексей рассказывал душеполезные истории местной жизни, в которых удивляло не столько содержание, сколько географические названия:
— Посмотрите налево — мы проезжаем святую гору Фавор. Отсюда недалеко Капернаум и Кана Галилейская. Кстати, едем мы по берегу Тивериадского озера…
До этого мы читали об этих местах в Евангелии и вот теперь проезжаем мимо. В гостиницу приехали далеко заполночь.
Проспав всего 4 — 5 часов, а разбудили нас шумные соседи, громко разговаривавшие в коридоре, я проснулся на удивление выспавшимся. В 9 утра мы уже были у ожидавшей нас машины.
Выйдя на улицу, я буквально воскликнул от неожиданности: как же здесь красиво! Удивительное сочетание белого камня, светлых домов, яркого солнца, пальм и гористых холмов. Только теперь, утром в субботу, мы наконец увидели израильскую природу — ночью ведь было совсем темно.
Первым делом мы поехали на Гору Блаженств, которая от Тверии расположена совсем недалеко. На улице жарко, палит солнце. Оказалось, что это никакая не гора, а просто небольшая возвышенность на берегу озера. На ней построен католический храм времен крестовых походов 11 — 12 веков. Храм необычный, округлой формы, по стенам которого латиницей написаны заповеди блаженств. Предположительно именно здесь, на берегу Галилейского моря, Господь произнес свою Нагорную проповедь.
Найдя тенек, мы уселись прямо на камнях, и я прочитал 5 — 7 главы Евангелия от Матфея. Как-то по особенному здесь звучат эти евангельские слова: «Вы же, когда молитесь, не будьте, как язычники, многословны… Когда постишься, помажь голову свою, дабы пост твой был бы виден Господу, а не окружающим людям… Когда совершаете празднества, не приглашайте знакомых и близких…».
Вдруг приходит осознание, как далеко порой отходим мы от истинного благочестия, угодного Богу. Мы так привыкли оправдывать себя, что не замечаем, как приспособились к правилам мира сего настолько, что нормальное христианское поведение воспринимается как безумие и разум это отказывается принимать. Как не молиться долго? Как поститься так, чтобы окружающие даже не увидели твой пост? А как же тогда наша православная серьезность? Как не пригласить кума на день рождения, а вместо него позвать… Страшно даже продолжить. А если Евангелие не об этом и в моей духовной деятельности все в порядке, отчего эти строчки каждый раз обжигают душу?
Следующим местом посещения был Капернаум. В нем мы побывали в храме Двенадцати апостолов, видели предполагаемый дом тещи ап. Петра, которую исцелил Христос. Рядом с ним находится дом, в котором, по преданию, Господь исцелил больного, доставленного через крышу. Раньше мне казалось, что все это должны быть густонаселенные места — как будто все действия Евангелия происходили на одной улице большого города. Однако мы видим места, расстояние между которыми довольно-таки приличное. Да и похожи они больше не на города, а скорее на хутора, как в Прибалтике, где двор отстоит от соседского двора на 500 и более метров.
Все эти места окружают Генисаретское озеро, оно же — Тивериадское море, оно же — Галилейское море. Очень живописное место! Это очень большое озеро с пресной водой, в глубину достигающее 40 метров. Мы подъехали к месту, где по преданию Христос насытил людей пятью хлебами. Здесь хранят историю разных времен. Однажды местные христиане-католики серьезно пострадали от нападения иудеев-радикалов, которые подожгли храм. В память об этой трагедии до сих пор можно увидеть следы поджога и обгоревшие части строений храма.
Магдал (сейчас Мигдаль), родина Св. Марии Магдалины, куда мы поехали дальше, состоит всего из нескольких домов. Однако для русского паломника это место свято еще и потому, что здесь разместилось подворье Русской Духовной Миссии. Первым делом мы искупались в святом источнике, а потом дошли до родонового источника и снова искупались. Хорошо, что в церковной лавке можно было купить специальные рубашки для купания в источниках. Кстати, потом они нам пригодились и для купания в реке Иордан. Вдоволь искупавшись, попали на обед, на котором нам предложили испробовать «рыбу ап. Петра». О ней среди паломников ходит очень много разговоров. Местная монахиня даже рассказала, что некоторые богомольцы хранят косточки от этой рыбы и везут их как святыню на Родину. По моему мнению, косточки хранить как святыню не нужно, да и сама рыба как рыба, но, конечно, ее стоит попробовать хотя бы ради того, чтобы знать, что это такое. Как вы поняли, в Миссии нас приняли очень радушно.
Следующим местом нашего паломничества стала гора Фавор. Здесь все-таки следует сделать небольшое пояснение. Дело в том, что большинство древних названий в современном Израиле носят условный характер: почти обо всех из них мы точно не знаем, здесь ли происходило то или иное евангельское событие или нет. Однако, несмотря на это, мы с большим молитвенным вниманием посещали эти места — в конце концов не так важно, где именно проходил Христос, но именно в этой стране Он родился, здесь призвал апостолов, здесь проповедовал приблизившееся Царство и в определенный момент взошел на Крест и воскрес. Кроме того, некоторые места в Евангелии не имеют точных географических названий. Например, нигде не сказано, что Христос преобразился на горе Фавор (сказано: «на высокой горе»).
Итак, на вершине горы Фавор, а это очень большая гора правильной формы, сейчас располагается греческий монастырь. Там мы спели тропарь, кондак и величание Преображению. Написали записки, погуляли по территории монастыря. Это место, где душой чувствуешь, что «хорошо нам зде быти». Уезжать не хотелось, но время было неумолимо, и нам пришлось собираться дальше в путь.
Спустившись с горы, мы попали в Кану Галилейскую, расположенную у самого подножия Фавора. Там находится храм св. ап. Симона Кананита, будущего апостола, о свадьбе которого, по преданию, написано в Евангелии и на которой Господь совершил первое чудо претворения воды в вино. Я предложил нашим паломникам помолиться за тех, кто живет не в ладу в семьях, разводится или собирается это сделать. Воцарилась тишина, все начали усердно молиться.
О месте Благовещения Пресвятой Богородицы мы также не находим в Евангелии точной информации. По одному преданию архангел Гавриил явился Деве Марии во время чтения пророка Исайи в доме Св. Иосифа Обручника, по другому — при источнике в Назарете. Как раз в Назарете мы также успели побывать в первый день. Прошли вдоль оживленной улицы мимо разных кафе к простому греческому храму с источником внутри, у которого, по преданию, Божьей Матери явился архангел Гавриил. Это удивительное место. Стоишь, молишься и понимаешь, что отсюда не хочется уходить. Вообще я заметил, что здесь, на Святой Земле, очень много святынь, которые не хочется покидать и о которых можно сказать словами ап. Петра: «хорошо нам зде быти».
Вечерело. Воодушевленные увиденным, мы поехали дальше, в Вифлеем, а это совсем рядом с Иерусалимом. Чтобы было более понятно где мы побывали, приведу некоторые цифры: расстояние от Тверии до Капернаума и горы блаженств — 16 км., оттуда мы проехали до Магдалы 10 км., потом до Каны Галилейской — 30 км. От Каны Галилейской до Назарета — 10 км. Как видите, все эти города и веси, которые посещал Иисус Христос находились недалеко друг от друга. А расстояние от Назарета до Вифлеема около 120 км. После ужина паломники разошлись отдыхать, а я сидел на балконе нашего номера, и записывал все произошедшее, чтобы незабыть увиденное, пережитое и осмысленное за сегодняшний день.
свящ. Роман Колесников
фото из личного архива и Андрея Кулагина