Предлагаем вашему вниманию беседу с организатором шествия «Бессмертного полка» Николаем Георгиевичем Земцовым.
— Николай Георгиевич, мы знаем Вас как организатора шествия «Бессмертного полка», Вы уже не первый год занимаетесь этим движением. Усиливается ли народный интерес к этому мероприятию, какой важный смысл в нём заложен?
— Началась эта акция с личной истории в День Победы в 2007 г. в Тюмени и называлась сначала «Портрет на парад». Она понеслась по России, каждый город вносил свои новые краски, люди стали всматриваться в свои архивы, находить фотографии предков. В 2012 году в Томске родилось название «Бессмертный полк» и с тех пор это шествие участников войны и их потомков так и называется.
Начиналось всё для каждого как история города, малой родины, потом это выросло до общегосударственных, общенациональных размеров и теперь уже это стало явлением мирового уровня. Участвуют в шествии «Бессмертного полка» фронтовики Великой Отечественной войны, труженики тыла и их потомки. А теперь уже присоединяются потомки партизан, подпольщиков, всех, кто внёс свой вклад в Победу. Люди, у которых не сохранилось фотографий, рисуют на табличке профиль солдата или просто пишут имя воевавшего. На прошлом шествии я видел даже табличку «Неизвестный солдат».
«Бессмертный полк» объединяет страны и народы. В Европе, когда встречаешься с незнакомым человеком из России, и он показывает свои фотографии с шествия «Бессмертного полка», а ты ему показываешь свои, вы становитесь уже своими, близкими людьми. Так что это шествие в первую очередь соединило всё наше русское рассеяние сохранившее свои корни. Теперь у них есть точка — 9 мая, когда они показывают, что эти связи не обрублены, они чтут своих отцов и дедов. В этом смысле наша страна обрела большое количество семей, которые связаны с Россией. В этом отчасти миссия «Бессмертного полка».
Вторая его миссия — собирание частей, которые казалось бы несоединимы. Целый год мы спорим и расходимся по политическим, историческим платформам, но в День Победы мы все становимся детьми солдат, практически родственниками. Мы для себя ответили на вопрос о том, что соединение несоединимого возможно. Для меня Днём народного единства является День Победы, потому что он не календарно — исторический, как 4 ноября, а создавшийся стихийно и подтверждённый 10-летней практикой. На шествии «Бессмертного полка» вы видите представителей всех наших религиозных конфессий, всех политических партий, всё разноцветье этносов России. Участвуют узбеки и таджики, говоря: «Наши предки воевали за вашу и нашу Победу». Объединяются наследники воинов Азербайджана с наследниками воинов Армении. И в этом смысле мы опираемся на то время, когда наша страна была одной семьёй, и мы совершили нечто великое даже не только во славу своей страны, но для блага всего земного шара. Эта память даёт нам возможность почувствовать себя потомками победителей. Это ощущение наполняет человека созидательной энергией, которую он может воплотить в воспитание детей, в созидание государства. Если наши предки смогли, а мы — их дети, значит, и мы сможем. Такая логическая связь очень важна и День Победы в этом смысле вернул нам это понимание.
— Как встречают «Бессмертный полк» в Болгарии, Польше, и других странах воевавших вначале против России?
— По-разному встречают. «Бессмертные полки» идут во всех этих странах, но, к сожалению, уже сформировалось поколение, которое вообще ничего не знает о том, что они своей жизнью обязаны русскому солдату. Это новые европейцы, которые живут во всех странах и в Болгарии в том числе. Они уверенны, что их освободили американцы, высадившиеся в Нормандии. И здесь мы своим «полком» напоминаем европейцам, что хотя бы раз в году им нужно поклониться русскому солдату. Говорить своим детям, что мы живы, потому что русский солдат лежит в нашей земле.
— Многие сравнивают шествие «Бессмертного полка» с Крестным ходом. То есть это народное единение не только на исторической платформе, но ещё и на духовном уровне.
— Здесь много сослагающих. Подтверждением того, что это есть нечто живое, является «Ура!», которое летит по Тверской улице. Оно начинается далеко за вами, потом долетает до вас, накрывает как волна и летит дальше, вперёд к Красной площади. Это восторг души, это русский боевой клич, который бросали наши отцы и деды в лицо врагу, когда шли в атаку. И тем, что их потомки с таким же восторгом кричат «Ура!» на «Бессмертном полку» говорит о многом. Некоторые наши однополчане почитают своих погибших родственников святыми, потому что как мы знаем из Евангелия, жизнь, отданная за други своя — это достаточное основание получить Царство Небесное. Может, они все святы — наши павшие, нам это не дано узнать на земле, но связь живых с ушедшими существует точно. И это подтверждают чувства, которые мы испытываем: искренние слёзы радости, слёзы гордости. Дети очень взволнованно это принимают и говорят: «Где мы ещё такое увидим?».
Что касается сравнения «Бессмертного полка» с Крестным ходом, в 2015 году я видел большую хоругвь с ликом Спаса, которая проплыла в рядах шествия. Некоторые сравнивают его с многотысячными советскими шествиями. Пусть в нем каждый видит своё. Главное не обвинять видящих иное. Мы очень большое государство с несколько сот летним опытом совместного мирного проживания разных культур и этносов. Пусть все в день Победы будут просто детьми солдат. Этого достаточно для радости и единения.
— Как объяснить то, что наши либеральные СМИ льют потоки негодования по поводу того, что депутат Государственной Думы Наталья Поклонская прошла в «Бессмертном полку» с иконой Царя-мученика Николая II?
— Мы всматриваемся в лица наших отцов и дедов, которые послужили Отечеству своей жизнью. Для многих, хорошо знающих историю России, Великая Отечественная война была продолжением Первой мировой. И она возможно не наступила бы, если бы Россия обрела Победу, которую у нее украли в Первой мировой. Первая мировая война была закончена несправедливо, о чём сказал Уинстон Черчилль. Россия потеряла победу, которая принадлежала ей по праву, и пала, снедаемая червями — заговорщиками, которые разложили армию, свергли Царя после Февральского переворота. Государь Николай II был главнокомандующим той армии и ушел не добровольно, это был заговор, предательство и свержение, в которые были вовлечены верхушка генералитета и аристократия. Немцы сказали, относительно результатов войны, что это не победа, это перемирие, длинною в двадцать лет. Они даже точно угадали время, которое разделяло Первую и Вторую мировые войны.
Если мы говорим, что мы — Империя, то мы должны радоваться проявлению чувств других людей. Мы должны принимать радость, которую выражают православные, мусульмане, — все традиционные конфессии нашей Родины наследники этой Победы. В Израиле, где я недавно был, мы пели такие же песни Победы, ветераны там такие же трогательные, как у нас, хотя они исповедуют другую веру. Надо понимать, что Победа была добыта всем многоцветьем этносов России, всем народом, который осознавал себя тогда единой семьёй. В этом единении — удивительная сила «Бессмертного полка»!
— Мы знаем, что уже в течение двадцати лет во многих городах России проходят встречи русских и немецких ветеранов. Немцы ещё в 90-е годы приезжали к нам — каялись, просили прощения у наших ветеранов, оставляли фотографии, сделанные в годы войны, свои письма, дневники. Насколько важно для нас, христиан, это прощение бывших врагов?
— Мы знаем историю одного этнического немца, служившего в Вермахте, который потом стал антифашистом. Это Александр Шморель, возглавивший в 1943 г. в Мюнхене антифашистскую организацию «Белая роза». Группа работала в глубоком фашистском тылу, и все эти молодые ребята были казнены, им отрубили головы. Они сознательно встали на путь такого служения, понимая, что закончиться оно их гибелью. Это по сути «Молодая гвардия», которая действовала внутри Германии и состояла из «чистых арийцев». Теперь этими людьми гордится вся Германия, в их честь называют улицы, они составили славу Германии. Кстати его канонизировала как святого Зарубежная Русская Православная Церковь. Интересно, если его икону пронесут в шествии Бессмертного полка в Берлине, будут ли возмущённые? Он герой, как и наши солдаты. Его жертва на благо Победы ничем другим как святой жертвой не может быть названа.
Вот недавно был в Тирасполе и видел воинские захоронения. Некрополь, в котором упокоились солдаты разных армий, в том числе и румынские солдаты, которые шли через Тирасполь на Одессу и много горя принесших жителям тех мест. И за их могилами всегда ухаживают, а это значит, что русские не воюют ни с пленными, ни с мёртвыми тем более. К нашим же воинам, покоящимся в Европе, не всегда мы видим подобное отношение. Имею в виду то, что происходит сегодня в Польше.
По сути «Бессмертный полк» является в некотором смысле хранителем мира. Этим огромным мировым шествием мы говорим, что самая кровопролитная война в истории человечества закончилась 72 года назад и мы, хранители Победы, не хотим больше пережить мировую бойню. Это мирное шествие, которое собирает всех, кто пребывает с нами в единомыслии. Мы воюем не с немецким народом, а с тем злом, которое называется нацизм. К сожалению, его зёрна сегодня прорастают. Я был недавно в Италии и, к сожалению, наследники бойцов сопротивления Италии говорят, что на могилу Бенито Муссолини паломничество увеличивается, а «Майн Кампф» продаётся спокойно в любом книжном. С учётом политики, которую ведёт руководство Евросоюза, в отношении мигрантов, усиливается интерес к теме нацизма. Молодые европейцы чувствуют себя сейчас уже не столь не итальянцами или болгарами, сколь жителями Евросоюза. Глобализм обнуляет национальную самобытность, поэтому гордость за свою страну потихоньку стирается. Может как раз сейчас настало время людям, которые эту опасность чувствуют, объединиться? «Бессмертный полк» как раз и возвращает память и совесть, связывает поколения, объединяет потомков солдат.
Беседу вела Ирина Ушакова