Один из самых задаваемых вопросов среди православных людей в начале поста – «Можно ли ослабить пост?». Как правило священники, к которым обращают эти вопросы, идут на встречу и благословляют на некоторое послабление. Мы живем в тяжелое время, не все православные имеют возможность или здоровье для соблюдения поста. Церковь, принимая во внимание современные реалии и качество жизни, снисходительно относится к частичному послаблению постов.
Но иногда бывает так, что, подходя к священнику за благословлением мы мысленно перекладываем ответственность на него. «Раз меня благословили, значит и спроса с меня никакого». Однако следует помнить, что Бог требует от нас не только послушания, но и рассуждения. Особенно это касается людей живущих в миру. Нельзя бесконечно брать благословение на каждый шаг и поступок. Взрослый человек должен сам принимать решения и нести ответственность за них перед собой и Богом. Это правило касается и поста. Невозможно пересказать и разъяснить все обстоятельства, подвигнувшие нас к решению ослабить пост. Поэтому, каждый православный должен согласно своим возможностям и силам определить меру поста самостоятельно.
Насколько же строго нужно поститься и зачем? Давайте рассмотрим этот вопрос. Для начала сразу оговоримся — пост, это не все, что ожидает от нас Бог. Пост не сделает нас добродетельней перед очами Божьими, а съеденный кусочек скоромной пищи не лишит нас Его любви. «Пища не приближает нас к Богу» (1 Кор. 8, 8), — напоминает нам ап. Павел. И тем более, если человек ослабляет пост, он не согрешает перед Богом. Пост — это наше оружие против себялюбия, саможаления и самооправдания. Посредством поста мы стараемся отвлечь наше внимание от земного хлеба и переключить его на Хлеб Небесный. Для этого требуется концентрация умственных и духовных сил. Ведь мало отказаться от чего либо, нужно еще и заполнить образовавшуюся пустоту. Именно этим приобретением и будет определятся польза поста. Например, если мы любим смотреть телевизор или бесцельно бродить в просторах интернета, то пост самое время не только избавится от этой привычки, но и заменить ее спасительным деланием. Пустое времяпровождение необходимо замещать душеспасительными привычками – чтением Евангелия и Святых отцов, молитвой или пением псалмов, даже уделив внимание близким мы сделаем Богоугодное дело.
Именно суета и праздность отлучают нас от Бога, от чего наша внутренняя жизнь становится такой беспорядочной. Пост и есть время упорядочивания. Очень важно понимать, что отказ от какой-либо пищи не может нас приблизить к Богу. Чтобы стать истинным христианином мало отказаться от колбасы. Повседневная жизнь ставит перед нами более серьезные вызовы. Не участвовать в осуждении, сплетнях и насмешках, говорить правду, быть искренними, не раздражаться – вот достойные плоды поста. Это и есть истинная проповедь – быть православным не только внешне, но и внутренне. Ведь очень горестно от того, что, рассказывая о христианстве, мы не можем показать друг на друга, вот, дескать, посмотри на этого раба Божьего или посмотри на эту рабу Божью, они уподобились Христу, они настоящие христиане. От этого мы ссылаемся на святых отцов. Потому что нам легче сослаться на человека, который жил в четвертом веке и сказать, что этот человек исполнил закон Христов. Во время поста и стоит задуматься о том, как изменить свою жизнь, чтобы через нас прославился Христос (ср. Мф. 5, 16).
А прославить Его мы можем не отказом от пищи, но любовью к ближнему, и кротким нравом. Поэтому определяя для себя меру поста, нужно руководствоваться разумом и возможностями. Если же вы решили допустить послабление, то возьмите на себя дополнительный труд – откажитесь от какой-нибудь бесполезной привычки или приобретите положительный навык. Тогда вне зависимости от съеденного вами пост принесет вам ощутимую пользу.
священник Роман Колесников