Как смотреть иконы

Предлагаем вашему вниманию статью-объяснение, как понимать иконопись.

1. Обратная перспектива


Андрей Рублев. Троица. 14251427 годы. Государственная Третьяковская галерея
Art Media / Print Collector / Getty Images

Многие предметы на иконах изображены так, как будто мы рассматриваем их с разных сторон: церковь, дом или крепостная башня, стол, за которым сидят ангелы на иконах Троицы, или кубок на столе видны одновременно фронтально, сверху и сбоку. Иконописец как будто раскрывает предметы перед зрителем. Это позволяет ему подробно рассказать о них. Мы видим одновременно форму чаши (от ножки до верхнего края  теперь ее не спутать с блюдом или другим сосудом) и ее содержимое (голова тельца, которым Авраам угощал странников-ангелов). Перед нами стол: мы видим ножки, правый и левый край и то, что происходит за этим столом (на поверхности разложены угощения и напитки, руки ангелов сложены в благословляющие жесты). Икона не показывает предметы и события такими, какими они-ка­жутся человеку со стороны. Иконописцу важно другое: объяснить зрителю, что на самом деле происходило с персонажами, визуально описать все клю­чевые объекты, как если бы он описывал их словами.

2. Право и лево


Страшный суд. Фрагмент иконы. Новгородская школа, XVI век. Государственная Третьяковская галерея
Bridgeman Images / Fotodom

Если в центре иконы (или целого ряда икон, как на иконостасе) изображен Христос, а вокруг  другие персонажи, композиция часто строится по иерар­хическому принципу. Из двух симметрично расположенных апостолов, или архангелов, или пророков более значимый  тот, что справа. На иконах, изображающих Страшный суд, праведники  справа от Христа, грешники  слева. Точка отсчета  цен­траль­ный персонаж, Мессия. Его правая рука и, следовательно, правая сторона компо­зиции расположены слева относи­тельно зрителя, а левая рука и левая часть компо­зиции  справа. Иными словами, происходит зеркальная замена: правой частью иконы, исходя из ее смысла и построения, называют зрительскую левую, а левой  зрительскую правую. На такую икону нужно смотреть (и интерпретировать изображение) не со стороны, а изнутри.

3. Снаружи и внутри


Великомученик Никита, побивающий беса в темнице. Фрагмент иконы. XVI век. Угличский историко-архитектурный и художе­ственный музей
Fine Art Images / Heritage Images / Getty Images

Если иконописец изображает церковь, а на ее внешней стене  икону, как будто висящую снаружи, имеется в виду не надвратный образ. На самом деле мы видим храм изнутри. Если на его фоне стоят люди  чаще всего это означает, что они тоже находятся в храме. Иконописец показывает, как выглядит здание снаружи (резные стены, окна, золоченые купола) и, одновременно, что происходит внутри (висят иконы, стоят люди, священники служат литургию).

Другой способ показать внутреннее пространство  изобразить над головой персонажа некий архитектурный элемент (крышу, навес) или просто поместить его в символическую рамку. Человек оказывается внутри очерченного про­стран­ства, соединенного с соседним зданием. Основные события, происходя­щие с главным персонажем, показаны крупно, детально, в центре композиции. Само же строе­ние отодвигается в сторону и превращается в визуальный коммента­рий-пояснение  «а это происходило внутри».

4. Знак греха


Фрагмент фрески Страшного суда из Новодевичьего монастыря. XVII век
Fine Art Images / Heritage Images / Getty Images

В христианской иконографии стоящие дыбом волосы  знак греха и порока, ярости и дикости. Это традиционная прическа демонов. Русские бесы и сатана хохлатые и остроголовые. Только к XVII веку изредка появляются рога, которые черти заимствуют у своих европейских коллег. Но и рога часто соседствуют с теми же вздыбленными локонами. Такая прическа у других персонажей означает, что перед нами грешник, еретик или язычник. Если хохлатый человек полностью или частично написан темной краской, значит, это уже не грешник, а бесовская иллюзия  демон, который преобразился в монаха, воина, женщину и т. п., чтобы обмануть или соблазнить героя.

Суд Пилата. Фрагмент иконы из Успен­ского собора Кирилло-Белозерского мона­стыря. Около 1497 года
Wikimedia Commons

На многих иконах и фресках воины одеты в странные шлемы с диаго­нальными прорисями сзади. Это не плюмаж, на Руси не использовали боевое оперение. Перед нами тот же хохол  знак греха. Непременный атрибут воина  шлем на голове, но под ним показать вздыбленные волосы невозможно. Чтобы решить такую дилемму, русские иконописцы создали гибрид шлема и бесовской прически  хохлатый шлем. Этот знак часто маркирует врагов  агрессоров, захватчиков, убийц, слуг языческих царей. Те же шлемы можно заметить на головах римских воинов в сценах страстей Христовых.

5. Ключ и книга, Петр и Павел


Апостолы Петр и Павел. Работа иконописца Феоктиста Климентова. 1708 год. Государственный Эрмитаж
Bridgeman Images / Fotodom

Среди учеников Христа легко отличить двоих. Человек с окладистой бородой и кудрявыми волосами  Петр. Часто в руках у него  свиток, на котором можно прочесть: «И рече Петр: Ты еси Христос, сын Бога Живаго» (Мф. 16:17). Это те слова апостола, после которых Иисус ответил ему: «И Я говорю тебе: ты  Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16:1819). Ключ от рая, обещанный Христом,  второй атрибут Петра. Иногда он висит на шнурке, который апостол держит в руках вместе со свит­ком. На иконах, изображающих Страшный суд, Петр ведет праведников в рай и готовится открыть этим ключом его врата, затворенные для людей после изгнания Адама и Евы.

Человек с высоким лбом и редкими волосами  Павел, проповедник и бого­слов, автор большинства апостольских посланий. Его можно узнать по книге, которую он держит в руках. В деисусном ряду
алтаря Петр стоит обычно третьим по правую руку от Христа, а Павел  третьим по левую.

6. Тайная вечеря: найти предателя


Тайная вечеря. Икона из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. 1497 год. Государственный Русский музей
Fine Art Images / Heritage Images / Getty Images

Из 12 апостолов, окруживших Христа на Тайной вечери, без подписей можно узнать Иоанна Богослова, самого юного ученика,  он прильнул к Иисусу. Рядом с ним кудрявый Петр. Еще один узнаваемый персонаж  предатель Иуда, которого Христос разоблачил за пасхальным столом. В европейском искусстве Искариота выделяли разными способами: лишали нимба, сажали в стороне от других учеников, вкладывали в руку мешочек с тридцатью сре­бре­никами и т. д. Древнерусские иконописцы использовали другой прием: через весь стол Иуда тянется к стоящему в центре сосуду. Иконы тут отсылают к тому месту Еван­гелия, где Христос указывает на предателя с помощью блюда: «Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня» (Мф. 26:23); «Он же сказал им в ответ: один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо» (Мк. 14:20).

7. Голгофа


Сцена распятия в монастыре Высокие Дечаны, Косово. XIV век

Сцена голгофской казни в православном искусстве сильно отличается от като­ли­ческого. Крест, на котором распят Спаситель, изображается с тремя пере­кладинами: кроме центральной, здесь есть небольшая верхняя (табличка, где на трех языках написано «Иисус Назорей, Царь Иудейский») и нижняя  к ней прибивали ступни казненных. Под крестом изображены череп и кости  останки первого человека, Адама, грех которого искупил «второй Адам»  Христос. В отличие от европейского искусства Спаситель показан не измо­жденным и умирающим, а будто парящим на кресте: в этом образе не только страдания, но и будущее воскресение. Ноги Иисуса прибиты двумя гвоздями (в Европе с XIII века распространился мотив одного гвоздя, которым прибиты обе ступни Христа). Справа и слева от креста часто помещают солнце и луну, а на них-либо ангелов, которые, как полагали в Средние века, водят планеты по небу, либо человеческие лица, которые персонифицируют светила. Оригинально написанные солнце и луну на фресках монастыря Высокие Дечаны в Косово и в храме Светицховели в Грузии уфологи любят выдавать за древние изображения гуманоидов в НЛО.

8. Страшный суд


Страшный суд. Новгородская школа, XVI век. Государственная Третьяковская галерея
Bridgeman Images / Fotodom

Иконы и фрески Страшного суда  это подробный рассказ о будущем. Наверху  Христос-судия, окруженный ангелами и святыми, апостолы, раскрывшие «книги жизни», где записаны все дела людские; ниже справа выстроились праведники, слева  грешники. Но самое необычное происходит в центре композиции, где извивается огромный змей, унизанный кольцами. Змей пытается укусить пяту Адама (он молится перед Христом-судией) и напоминает о персонаже, с которого началась вся история человеческих грехов,  змее-искусителе. Кольца на теле змея  мытарства, посмертные испытания души, которые определяют, ждать ей Страшного суда в аду или в благом месте. Вокруг змея  сцены битвы: ангелы и демоны борются за души людей, а вверху добрые и злые дела каждого человека взвешиваются на весах, «мериле праведном», причем бесы подкладывают на чашу греха свитки с записями всех дурных дел, которые человек сотворил при жизни и не испо­ведал. Внизу, в огненном озере, на адском звере (из одной его пасти обычно выходит змей мытарств) сидит дьявол и держит на коленях маленькую фигурку. Это Иуда, главный грешник человеческой истории, предатель Христа. Среди образов, рассеянных по всей композиции, иногда можно заметить зверей и рыб, выплевывающих человеческие руки, ноги и головы, и женщин, которые держат в руках гробы или корабли, полные людей. Это сцены воскресения из мертвых: умерших отдают на Суд земля и море в облике женщин, а вместе с ними  животные, которые поедали трупы.

9. Нагие и одетые


Грешники в аду. Фрагмент мозаики из собора Санта-Мария-Ассунта на острове Торчелло в Венеции. XII век
Bridgeman Images / Fotodom

Нагота в иконографии (если не считать аскетов и юродивых в набедренных повязках или прародителей в Эдеме)  частый признак бесплотного духа. Нагой изображается душа, исходящая от тела на смертном одре (очень редко душа, как воскресший из мертвых человек, облачена в погребальный саван). Нагими обычно изображаются бесы и духи  персонификации ада, реки или ветра. Обнажены и грешники в аду (одежда появляется, только если иконописцу нужно указать на их прежнее положение и чин). Нагота осужден­ных  символ их обезличивания и безысходной участи: грешники сливаются в массу беззащитных обнаженных тел. По контрасту ангелы и праведники на Небесах носят светлые одежды (в западном искусстве облачение праведни­ков в светлые ризы перед входом в рай стало популярным мотивом).

10. Святой монстр


Святой Христофор. XVII век. Череповецкий художественный музей
Fine Art Images / Heritage Images / Getty Images

Изображения святого Христофора на некоторых иконах может напугать случайного зрителя: это человек с собачьей головой, окруженной нимбом. Соединение звериных и человеческих черт в средневековом искусстве  характерная особенность демона или фантастического монстра. Собственно, от таких монстров, по одной из версий жития, и проис­ходил Христофор: он родился среди кинокефалов  псоглавцев (со времен Античности полагали, что такие созда­ния живут на окраинах обитаемого мира), обратился в христианство и стал единственным святым из числа соплеменников. Другая легенда утверждала, что он был красавцем и специально попросил Бога обезобра­зить себя, чтобы ему не докучали женщины. На Руси Христофора начали изображать в виде псоглавца с XVI века (иногда вместо собачьей он получал лошадиную голову), а в XVIII веке церковные власти запретили такие иконы как неверные и «противные естеству». Однако изъять и истребить их все, разумеется, не удалось.

11. Житийные иконы: рассказ в сценах

Икона святого часто дополняется визуальным рассказом о его жизни и чудесах. Этот рассказ располагается вокруг средника  центральной части иконы. Сценки поме­щены в так называемые клейма; они не всегда разделены четкими линиями и порой наслаиваются друг на друга. Читать их нужно, как текст: слева направо и сверху вниз, перескакивая взглядом через средник. Первая сцена в левом верхнем углу обычно показывает рождение святого, затем идут сцены детства, совершённые чудеса и другие важные эпизоды жития. Однако смерть пра­ведни­ка не нужно искать в правом нижнем клейме  она часто изображена раньше, а последние сцены  это посмертные чудеса: исцеление болящих у гроба святого, перенесение его мощей и т. п.


Святой Николай с житием. Икона из Ферапонтова монстыря. Северная школа, XVI век
Fine Art Images / Heritage Images / Getty Images

12. Иконостас


Иконостас Преображенского собора Варлаамо-Хутынского монастыря
Светлана Холявчук / ТАСС

Русский иконостас оформился в своей классической форме к XVI веку. Пять рядов, считая снизу вверх, строились по общим принципам. Нижний ряд назы­вается местным, в его центре  Царские врата. Вторая икона справа от них  образ святого или праздника, в честь которого освящена церковь. На Царских вратах изображены четыре евангелиста за работой (склонились над книгами) либо два святителя, а выше  Благовещение. Над вратами обычно помещается икона Тайной вечери. Второй ряд  деисусный. В его центре  Христос, вокруг него в молении выстроились люди и духи. Справа стоит Богородица, за ней  архангел Михаил и апостол Петр. Слева  Иоанн Креститель, за ним  архан­гел Гавриил и апостол Павел. Еще выше  праздничный ряд с изображением главных праздников и евангельских сцен (иногда его переносят ниже, чтобы зрители лучше видели небольшие, по сравнению с крупными образами деисусного ряда, иконы). Следующий ряд  пророческий: в центре  икона Богоматери «Знамение» с Христом во чреве или на коленях, а справа и слева  ветхозаветные пророки, которые предсказывали рождение Мессии от Девы (у каждого в руке свиток с предсказанием). Самый верхний ряд  праотече­ский: в центре в разных вариантах  икона Троицы (Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух), а вокруг  праведники и предки Христа от Адама и Евы.

Источник

Поделиться в соц сетях:
Обсудить можно здесь: