И когда ты увидишь Христа, когда у тебя появится свой личный опыт, когда почувствуешь прикосновение Бога так, как если бы к тебе прикоснулся другой человек, — тогда поймешь, что это не обман. Ты сам в этом убедишься, твоя душа убедится, убедится окончательно. И у тебя появится то, что называют благопроизволением, когда человек всем сердцем начинает искать Христа и действительно начинает Его видеть — по-настоящему, так, как Он Сам хочет приблизиться к тебе.
Христос непременно найдет тебя, что бы ты ни делал. Не веришь в Христа? Даже если так, но при этом твои намерения — благие, попроси Его прийти к тебе. И Он придет. Попроси Его об этом. Скажи: «Господи, я слышал, что Ты есть. Слышал, но почувствовать Тебя я не могу, я не верю в Тебя. Но хочу, чтобы Ты пришел ко мне. Я не могу, а Ты можешь, Ты должен! Разве я могу познать Тебя? Разве мой ограниченный ум может постичь безграничного Бога? Разве может моя душа почувствовать Христа, Который выше всех наших мыслей и поступков?»
Первый шаг навстречу изначально сделал Бог. Он первым полюбил нас. Но для того, чтобы и сейчас сделать этот шаг, Ему нужно найти место в нашей душе.
Нужно, чтобы душа искала, преследовала Его, даже сомневалась. Только так можно обрести Бога.
Преследуйте Его. Он нарочно отдаляется от нас, чтобы мы еще сильнее стремились к Нему, еще больше хотели отыскать Его. А Он отдаляется — потому что стремление к Нему должно быть не статичным, а динамичным. Бог — Личность. И Он нарочно избегает легкого пути — потому что мы привыкли, что нам всё легко дается, привыкли к удобствам, привыкли обращаться к Нему, пребывая во грехе. И Бог отдаляется в таких случаях.
Достаточно одного злого помысла, как учит св. Силуан, чтобы прогнать от себя Христа; одной дурной мысли, одного чувства — ревности, или ненависти, или неприязни, презрения, косого взгляда. Одного из этого «списка» достаточно, чтобы оттолкнуть от себя Христа. Но если ты по-настоящему, искренне желаешь обрести Его, Он найдет тебя. Даже если при этом сомневаешься, ошибаешься, колеблешься, даже если иногда утрачиваешь веру — наступит момент, когда Он придет к тебе.
И когда ты увидишь Христа, когда у тебя появится свой личный опыт, когда почувствуешь прикосновение Бога так, как если бы к тебе прикоснулся другой человек, — тогда поймешь, что это не обман. Ты сам в этом убедишься, твоя душа убедится, убедится окончательно. И у тебя появится то, что называют благопроизволением, когда человек всем сердцем начинает искать Христа и действительно начинает Его видеть — по-настоящему, так, как Он Сам хочет приблизиться к тебе.
Я не знаю, какой путь Господь выбирает в каждом частном случае, но безусловно, впечатление будет настолько сильным, что после этого ничто уже не сможет поколебать твою веру, что бы кто тебе ни говорил. Ты не будешь слушать никаких доводов, мнений. Это как у влюбленных супругов: если кто-то посторонний начнет одному из них наговаривать на другого, его даже не станут слушать: влюбленные живут в другой реальности, живут друг другом, и их любовь и счастье так велики, что нет никакого дела до чужого мнения. Так и ты скажешь в ответ на всякие «разумные» доводы: «Я не понимаю вас, не понимаю ваших доводов. И спорить с вами не буду. Если вас не убеждает моя радость, мое счастливое лицо, то я, в свою очередь, даже не буду пытаться. Сами поймете, когда захотите».
Но, конечно, увидеть Христа, познать, ощутить Его можно только через отношение к другим людям. Невозможно обойти своего ближнего на пути к Богу. Очень важно, как мы относимся к другим. То есть если у тебя с людьми хорошие отношения, тебя любят, с тобой общаются, ты ко всем относишься со смирением и снисхождением, без гнева, резкости и раздражения, то в таком случае и правда открываешь Христу дорогу в твою жизнь. Потому апостол Иоанн Богослов и говорит в своем соборном послании, что невозможно любить Бога и при этом ненавидеть брата своего, который рядом, который — твой ближний. Ведь Бог дальше, чем ближние. Бога мы даже не видим. Как же можно говорить, что обладаешь живой верой и любишь Бога, Которого не видишь, огорчая при этом своего брата, которого видишь?
Господь говорит, что не желает даже нашей молитвы, если между собой у нас нет мира. «Сначала иди и примирись с братом своим». Ты не можешь приносить дары в церковь, не можешь приносить Богу свечи, пять хлебов и елей в надежде на встречу с Ним, если с ближним нет мира. Ты ничего не почувствуешь. Ничего.
Бога нельзя купить. И опыт общения с Ним нельзя купить. Господу хочется, чтобы в первую очередь мы любили друг друга. И только в таком случае Он принимает наше служение и готов прийти к нам.
Вот почему Господь так часто открывается нам через обычных людей. То есть бывает так, что человек через своего ближнего чувствует Христа и получает от Него ответ, где Он.
Помните, может быть, рассказ-притчу о женщине, которая искала Христа. «Господи, — молилась она однажды, — приди ко мне!» И вот к ней постучались трое странников, а она их не пустила. Когда же наступил вечер, женщина сказала: «Вот, Господь обещал прийти, но так и не пришел». — «Это был Я, — ответил ей Господь. — Я был тем бедняком. А ты не впустила Меня».
Бог является нам через тех, кто рядом. Не можешь полюбить ближнего, а при этом хочешь ощутить присутствие Христа? Вряд ли получится. Поэтому св. Силуан, замечательный и любимый многими святой, учит: самый надежный способ привлечь Христа — полюбить врагов. Полюбил врага — всё. Значит, скоро встретишься со Христом. Лучше всего, конечно, вообще не иметь врагов. По сути, настоящих врагов мы и не знаем, ведь единственный наш главный враг — это диавол, да еще эгоизм. А среди людей у нас нет врагов. Бог просто попускает входить им в нашу жизнь, чтобы помочь нам возрасти духовно — через обиды и огорчения. И в том, что происходит, нет их вины. Виноваты мы сами — в том, что злимся и начинаем жить с этой злобой, ненавистью, местью и завистью. А людей плохих — нет.
Итак, когда мы научимся любить ближнего, то будет гораздо проще приблизить к себе Христа. И это удается очень многим, но в первую очередь — тем, кто страдает. Страдание при этом может иметь абсолютно разную природу. У кого-то болит зуб, у кого-то — голова, кто-то страдает от бессонницы, а кто-то тяжело болеет — лежит в больнице, терпит уколы, химиотерапию, облучение; или у женщины трудная беременность, она вынуждена несколько месяцев не вставать с постели.
Боль сковывает движения. Она парализует, угнетает, беспокоит нас — особенно если не принимать ее со смирением. Страдают абсолютно все, нет человека, который не страдал бы в этой жизни. Однако далеко не все видят при этом Христа. Страдание не принесет плода, если не принимать его со смирением, как дар Божий. Если тебе больно, но при этом ты ропщешь, жалуешься, негодуешь («За что мне это?») и тревожишься, то Христа тебе не увидеть. И не сказано, что все, кто страдает, — спасутся. Спасутся те, кто терпит боль со смирением, по примеру Бога.
Если воспринимать страдание как ответ Богу — то Бог откроется через это страдание.
Боль дарит знание, Божественное просветление, Божественный опыт. Сколько раз Сам Господь, Пресвятая Богородица, святые или Ангелы являлись тем, кто сидел в тюрьме или находился в реанимации! Этим людям в их страдании явился Сам Господь, потому что увидел, как они беспомощны и безутешны. И Он приходил утешить их, ведь Бог — это Утешитель. Да-да, Утешителем является не только Святой Дух. Утешитель — и Бог Отец, и Бог Сын, вся Святая Троица. Бог — Утешитель, и Он утешает.
Св. Силуан рассказывает о двух случаях, когда монахи на Афоне, болея и страдая физически, видели на Литургии вместо священников, вместо своих духовников — Христа. Думаю, эти два примера как раз более или менее естественны, ведь Литургия сама по себе — чудо, а увидеть чудо в чуде вполне реально. Но вот просто увидеть Бога в своем страдании — это невероятное чудо, непостижимый парадокс. Когда видишь Христа во время Литургии, это можно понять. А вот когда видишь Его, находясь в реанимации, где, казалось бы, все тебя покинули и никого рядом нет — это удивительное чудо и великое утешение.