Евангелие о призвании Нафанаила

Великий пост  совершенно неповторимый период в церковном году. Каждый день, каждая служба наполнены особым смыслом. Важнейшее место занимают евангельские чтения воскресных дней поста и подготовительных недель.

Ин., 5 зач., I, 4351

43На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.

44Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.

45Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.

46Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.

47Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.

48Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.

49Нафанаил отвечал Ему: Равви́! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.

50Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.

51И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

Призвание

Этот Евангельский фрагмент говорит нам о том, что волнует всякого человека,  о призвании, об указании своего пути, по большому счету  о замысле Божьем, касающемся непосредственно его. Святое Благовестие обращено к каждому, направлено в самую сердцевину души и может быть понято не только рациональным сознанием, не только как информация «к сведению», но глубинным чувством, постигнуто изнутри экзистенциально, то есть опытно.

Как человеку узнать волю Божию, если к нему, как к праотцам, не обращается Ангел и не возвещает ему о грядущем? Не является зримо Сам Господь, как Савлу на пути в Дамаск? Если ему не снятся пророческие сны, как Иосифу Прекрасному? Наблюдайте, как вы слушаете,  отвечает на это вопрошание Господь (Лк 8:18). Слушайте и разумейте,  добавляет Он (Мф 15:10).

Вот и ученики Иоанна Крестителя Андрей и Иоанн (Богослов) услышали, как он сказал об Иисусе: Вот Агнец Божий (Ин 1:36), и пошли за Ним, и остались возле Него. Очевидно, под впечатлением этой встречи Андрей находит брата своего Симона (Петра), сообщает потрясающую весть: Мы нашли Мессию (Ин 1:41)  и приводит его к Иисусу.

На следующий же день Господь обращается к Филиппу и зовет его с Собой. Но и тут не случайно сказано, что Филипп был из Вифсаиды  из того же города, что и Андрей с Петром. Можно предположить, что и он слышал от них про Мессию, Который уже пришел. И с этим потрясающим известием он так же, как Андрей  Петра, отыскивает Нафанаила (Нафанаил  упоминается дважды в Евангелие от Иоанна, Ин 1:4551, 21:2  один из 12 апостолов, прозывавшийся иначе по отцу Варфоломеем (Мф 10:3, Мк 3:18, Лк 6:14) со словами: Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета (Ин 1:45) Эта новость передается из уст в уста, от брата к брату, от соседа к соседу, от друга к другу, а слушающий и разумевающий принимает ее, откликается и поступает согласно с повелением сердца.

Так и я когда-то приходила в Церковь. Еще в конце 1970-х у меня остановилась подруга из Питера, которая приехала в Москву, чтобы принять святое Крещение, а помочь ей в этом вызвался ее приятель  брат ныне известного протоиерея и богослова. И она рассказала мне, как ее отвезли в Отрадное и как ее покрестил отец Валериан Кречетов. «И ты можешь сделать так же»,  сказала она. И я послушалась и пошла за нею след в след. Потому что давно хотела покреститься, но, как и у расслабленного, лежащего возле целительной купели в Вифезде (Ин 5:27), «не имела человека», который бы мне помог

Сомнение

Но Нафанаил не сразу верит Филиппу  он сомневается: Из Назарета может ли быть что доброе? (Ин 1:46). Видимо, что-то дурное связано в его представлении с этим городом, который не может породить что-то благое: то ли из собственного опыта, то ли по слухам, из общественного мнения, он знал, что у этого места скверная репутация.

Так и я когда-то, будучи церковно непросвещенной, доверяла слухам, ходившим в либерально-богемной среде о том, что «у всех этих попов под рясой  погоны». Так и мне теперь отвечают некоторые знакомые на предложение отвести их к священнику, в храм: «Ой, да не верю я всем этим попам на мерседесах»

Личное свидетельство

Филипп отвечает Нафанаилу самым простым и очевидным образом: Пойди и посмотри (Ин 1:46). Непререкаемость этого совета остается на все времена: убедись сам.

И я когда-то пошла так убеждаться, попав в монашеский скит к старцу архимандриту Серафиму (Тяпочкину). Как и Нафанаил, пошла и посмотрела.

Господь, еще пока Нафанаил только шёл, только приближался к Нему, сказал о нем так, словно давно знал его, прозревал глубины его прямодушия: Вот, подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства (Ин 1:47). И Нафанаил удивился, ибо никогда не встречался до того с Иисусом, а Тот говорил о нем так, словно они были хорошо знакомы. И далее Господь произносит фразу, которая поражает «подлинного Израильтянина»: Прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя (Ин 1:48).

Что-то такое было связано у Нафанаила с тем, как он стоял «под смоковницей», раз он понимал: никто на самом деле его там видеть не мог, никого там не было. Может быть, он стоял под сенью, в глубине, сокрытый свисающими ветвями с густыми листьями и красно-черными ягодами, в самой тени, в прикровенности и тайне. И знать об этом мог только какой-то необыкновенный человек, обладающий духовным зрением.

Смоковные листья

Эта Нафанаилова смоковница, под которой он таился, волнует меня, напоминая о «смоковных листьях», которыми прикрылись согрешившие в раю праотцы, когда увидели, что они наги, и спрятались в кустах от Бога (Быт 3:78) .

Я ведь тоже и пряталась, и скрывалась, и таилась, и маскировалась, и загораживалась от Бога  и друзьями, и философами, и поэтами, и искусством, и самодеятельным «богословием», и доморощенной мистикой Про меня уж точно нельзя было сказать, как про Нафанаила, про отсутствие лукавства.

Признание

Нафанаил сразу понимает, что Иисус  это не просто человек «из Назарета», это духовидец, избранник, знаток человеческих глубин и с непосредственностью открытости и любви он восклицает: Равви! Ты Сын Божий! Ты Царь Израилев (Ин 1:49). Такое исповедание Христа Сыном Божиим приходит как откровение: Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его (Лк 24:31).

И хотя некоторые толкования говорят о том, что Нафанаил пока еще не узнал о Божестве Христа, и это случится позже, а имел в виду Его Мессианское достоинство, все же такое признание не могло не произойти свыше.

И мы, грешные, тоже удостаиваемся такого Посещения (просвещения, освящения и посвящения), ибо без него ничтожна была бы наша вера, и весьма условным можно было бы назвать наше исповедание

Христос повторяет: Ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею (Ин 1:50). Когда не видел никто, кроме Бога. Когда у Филиппа еще и мысли не было о том, чтобы искать Нафанаила и звать его к Мессии, о котором писали Моисей и пророки. Этим Он подтверждает признание Нафанаила.

Всевидящее око

Потом уже, когда после своего крещения я исследовала предыдущую жизнь, мне тоже вдруг явственно приоткрылось, что все это время я была перед взором Господним, что Он смотрел на меня. Он смотрел на меня и когда я тосковала в детском саду во время пятидневки; и когда папа взял меня, семилетнюю, с собой в Ленинград и повел в Исаакиевский собор, где я впервые увидела Христа распятого; и когда я лежала в десятилетнем возрасте в Филатовской больнице с гнойным аппендицитом и мне давали наркоз, а я чувствовала, что душа меня покидает, и взмолилась Неведомому Богу, чтобы еще пожить; и когда я, семиклассница, зашла в Киеве просто погреться в храм, а там шло Причастие, и люди благоговейно подходили к Чаше, а меня вдруг пронзила недетская тоска и боль, что я  не с ними, а за незримой чертой, которая показалась мне тогда роковой

Господь видел меня и посылал мне о Себе вести: Евангелие, которое мне дали почитать на два дня и две ночи, когда я училась на первом курсе института; людей, которые обещали отвезти меня к отцу Тавриону в Латвию, чтобы он меня покрестил, а я была беременна вторым ребенком и смутилась, что там у него на приходе «все работают»: чистят картошку, моют полы Мне же хотелось чуть-чуть отдохнуть, ведь моей первой дочке был всего год!  а меня отпустили из дома всего на три дня, и я не поехала.

Это открытие, в котором участвует все твое существо, что Бог видит тебя  и тайное, и явное, и прошлое, и будущее,  потрясает всего человека. Оно вызывает и стыд, и страх, и трепет, и ликование, что ты  не один. Что ты будешь в конце концов разлучен со своими близкими и любимыми, со своим домом, со своей Отчизной, со своим делом, со своей земной жизнью, со всей земной красотой и будешь плакать горько, но Бог не оставит тебя! (ср: Евр 13:5).

Когда-то, еще в юности, я написала:

И ты, мой дух, тогда Творца прославил
И услыхал: «Я знал тебя в те дни,
Когда еще ты, словно Нафанаил,
Томился под смоковницей в тени!»

Обетование

Увидишь больше сего,  уверяет Господь Нафанаила,  отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому (Ин 1:5051). Ибо после встречи со Христом у человека преображаются ум, чувства, меняется оптика, настраивается слух на иные звуковые частоты, и приоткрываются духовные очи, перед которыми является образ Лестницы Иакова: И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот Господь стоит на ней (Быт 28:1213).

Этим Христос дает уверение Нафанаилу, знатоку и последователю Моисея и пророков, что Сын Человеческий есть воистину Сын Божий, Господь. Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство (Дан 7:1314).

Во дни Великого поста, когда в человеке утесняется, бунтуя и смиряясь, его самолюбивая плоть и возрастает в молитвенном стремлении к небу дух, стараясь хотя бы чуть-чуть подтянуться ввысь и приподняться по мысленной лестнице, возводящей от земных вожделений, корысти и поденных забот к желанному Царству, порой, в редкие минуты, чуть дыша, душа чувствует, что Сам Господь нисходит к ней и смотрит в нее глазами Любви.

Ей бы так хотелось поверить, что так теперь будет, как и обещано Нафанаилу, отныне (Ин 1:51), и впредь, и во веки веков!

Евангелие первой недели Великого поста  Торжества Православия  читала  Олеся Николаева, поэт, писатель, профессор Литературного института.

Источник

Поделиться в соц сетях:
Обсудить можно здесь:

Обсудить в ВКонтакте

Обсудить в Facebook