«Детское» и «взрослое» чтение

ПовестьНаверное, каждый задумывался, по каким критериям книга отнесена к «детскому» или «взрослому» разряду. Наверное, параметров много:
герои из категории «детские»,
вопросы о детских проблемах, вздохах и чаяниях,
иллюстрации для детской аудитории.

Стиль, построение сюжета и фабулы говорят о подростковости или детскости книги, которая задумана для читателя определенного возраста. Это как покупать одежду или учебники для определенного возраста. Не люблю пометки на книгах с символом ограничения по возрасту, но иногда их приходится учитывать.

Законопроект об отмене всех этих «символов-лет» уже подан в Думу. Хотят оставить лишь один: 18+. Родитель или воспитатель сами должны решить, просмотрев и прочитав книгу, для какого возраста она написана, чтобы подобрать литературу своему чаду.

Военные книги тоже бывают снабжены такими возрастными метками. Ведь не каждый школьник, к сожалению, готов к восприятию такой литературы. Художественные произведения на исторические темы могут быть далеки от мира ребенка и юноши. В крови у такого читателя нет патриотизма, он не знает истории, а «военные» понятия отсутствуют в его жизни.

Кто на День защитника Отечества выбрал книгу в качестве подарка своему ребенку? Такой подарок должен вручаться с умом, с толком и расстановкой. Нужно выбирать ту, которую вы приметили еще в прошлом мае, когда были в книжном магазине в связи с 70-летием Победы, например, но почему-то не купили ее.

Трудно найти человека, который не слышал бы о легендарном произведении Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» (последнее слово уже хочется писать с заглавной буквы). Это одна из тех самых книг, которую помнят люди, особенно те, кто не читает во взрослом возрасте.

Оказывается, повесть навсегда врезалась им в память, потому что в школе книгу заставляли читать.
В далекие военные и послевоенные годы в СССР не могли не появляться литературные шедевры. Они должны были поддержать дух народа, укрепить его веру в правое дело. Так диктовало время, так и должно было быть. Не было репортажей на телевидении и в СМИ о людях с Запада, которые преодолели серьезные физические испытания, вроде знаменитого Ника Вуйчича или книг Оливера Сакса о подобных феноменах. Ведь Мересьев и есть тот герой уровня современных западных, который смог преодолеть боль, выстоять ради себя, а главное — ради Родины. Его патриотизмом, верой, силой, мужеством и желанием служить Отечеству продавлены строки книги.

Ребенка или подростка надо приготовить к восприятию этой книги: объяснить не только перипетии войны, термины, даты, но и дать понять на примерах и прочувствовать веру и патриотизм героев. Нужно показать разницу между тем временем и сегодняшним. Современному юноше близка тема Ирака или Донбасса, он слышит об убийствах людей на тех территориях и российских журналистов. Такие примеры помогут восприятию героического поступка Алексея Мересьева.

При чтении книги широким полотном разворачивается жизнь и судьбы медиков. О подвиге врачей и медсестер, об их Духовных и Физических силах написано много. Нужно рассказать юному гражданину об их героизме и бесстрашии не только на передовой, но и в тылу. Кроме главного, Победу ковали и другие герои, которые находились рядом с Мересьевым в госпитале и оказали на него огромное влияние.

Обратите внимание юного читателя и на название книги. Внимательный и вдумчивый подросток вспомнит, что в школьной программе по литературе уже были такие книги, где в названии нет имени героя: «Капитанская дочка», «Му-му» и т. д. Оказывается, это сознательный авторский прием, который пытается на что-то обратить внимание читателя. В «Повести о настоящем человеке» героем стал сам народ. Им мог стать любой человек с русской Душой. Совершить подвиг мог и хотел любой гражданин необъятной страны, но по воле Б. Полевого героем стал Алексей Мересьев.

Нужно рассказать подростку, что в России в те годы не могли не говорить о светлой литературе, о книгах со счастливым концом, на страницах которой человек борется за свою честь и Честь страны. Нужно было срочно восстанавливать хозяйство, поэтому и кино снималось такое же светлое, где патриот награждался, а ленивый и вор терпели крах. Обязательно после чтения посмотрите вместе легендарный фильм, чтобы подросток задумался и о тексте произведения, и о фильме, совместил в себе и устроил эту информацию в своем мировосприятии.

Об одном прошу, взрослые, не давайте ребенку такую книгу вместе с попкорном! Пусть он прочитает легендарную книгу в уютных стенах дома или в тишине библиотеки.
Напоследок вернусь к началу: это только «детская» книга?

Спасибо, что читаете.

Екатерина Орлова

Поделиться в соц сетях:
Обсудить можно здесь:

Обсудить в ВКонтакте

Обсудить в Facebook