Великий пост — это важная составляющая духовной жизни человека. В это время Церковь нас приглашает всмотреться в колею своей жизни и пересмотреть все, что мы считаем правдой и правильным.
Простое наблюдение за собой приведет нас к выводу, что мы живем привычками и шаблонами (привычка обижаться, привычка осуждать, привычка наедаться, привычка гулять по интернету и смотреть телевизор и т. д.). Как пишет свт. Иоанн Златоуст, цель поста заключается в том, чтобы учиться «не безрассудно раболепствовать привычке, а устроять свою жизнь согласно с разумом». Важно во всем этом разобраться, чтобы иметь силы отказаться. Почему я переедаю? Для чего мне осуждение? Что дает мне злость на супруга/супругу?
Поэтому мы постимся в пище, интенсивнее участвуем в церковной молитве, в Таинствах Покаяния, Причащения и Соборования, читаем Св. Писание и духовную литературу. Чтобы с помощью Божьей вглядеться в свою жизнь, в свой стиль жизни и с Господом выйти на «путь жизни» (ср. Иерем. 21, 8).
Все это так, но большинство из нас живет на другой высоте.
Хотя начиналось все как нельзя лучше: вечер прощеного воскресенья с его умилительным чином прощения окончательно утвердил в нас желание что-то менять в себе. И правда: это как-то не правильно, что я вспоминаю о своем христианстве только вечером накануне поста. Тогда, вечером перед постом, обзванивая своих знакомых и друзей, чтобы попросить у них прощение, мы решаемся поститься и молиться.
На первой неделе резко меняется меню (от такой перемены аж дух захватывает — хотя бы в этом что-то поменялось в жизни); после работы стараемся приходить в храм, чтобы послушать канон прп. Андрея Критского с такими правильными, а главное, правдивыми характеристиками состояния моей души; проходит первое воскресенье поста с его «Торжеством Православия» и начинаются будни.
Праздники закончились, желания перемен поубавилось, потому что уже привыкли к постному времяпровождению и возникает вопрос: что дальше? Ведь поститься вроде бы надо, а по честному не хочется.
И многие приспосабливаются к посту — пусть не как к наказанию, а просто как к некоей данности… Одни продолжают поститься, ходить на богослужение по выходным, но не требуя от себя большего. Другие меняют способ поведения на «постный», т. е. начинают ходить вкрадчивой походкой, меньше улыбаться, больше думать. Но так будет продолжаться до Пасхи, а там уже можно и пожить своей настоящей жизнью.
Мы привыкли проживать пост как неизбежный период перед Пасхой. От этого воспринимаем его как некое телесное испытание, к тому же не самое приятное. И так будет продолжаться, пока мы в посте будем видеть только воздержание от пищи. Но главная забота поста не о пище, а о нас, о нашем беспорядке, о нашей духовной бесцельности.
Так давайте посмотрим на пост не как на повинность, а как на возможность!
Пост действительно испытывает мою духовную жизнь. Ведь непостное шествие по жизни — это не скоромная пища, а присутствие веселья и расслабленности. Не-пост усыпляет меня, так что в повседневных своих поступках я забываю о том звании, к которому призван в Таинстве Крещения (ср. Еф. 4, 1). Значит пора просыпаться, вспоминать о крещальных обетах и учиться жить внимательно.
Но для этого нужно решиться на внутренние изменения. Ведь по собственному опыту мы знаем, что сам по себе пост не решает проблемы души, не меняет неправильные поступки, совершенные по привычке. От того мы проводим пост без радости, без особой надежды на перемены. Но откуда же взяться переменам в жизни, если мы ничего для этого не делаем, а просто ждем Пасхи с красивым куличем и крашеными яйцами?
Так вот, решимость.
«Решимость — смелость, готовность принять и осуществить свое решение» (Толковый словарь Ожегова).
Как видно, в этом слове нет ничего пугающего. Но именно ее не хватает для осуществления каких-либо перемен. Вспомните, ведь даже для того, чтобы пойти в тренажерный зал и привести в порядок мышцы, нужна решимость ходить туда и работать над собой. Я лично знаю несколько человек, которые ну просто очень хотели заниматься спортом, купили дорогие абонементы, но сходив один раз, просто забросили свои клубные карты! Чего не хватило? Времени. Нет, время они бы сумели выкроить (рассчитывали же они его, покупая абонемент). Не хватило элементарно решимости. И здесь обязательно необходимо учесть следующее:
«Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12). Оно не просто приблизилось с пришествием Сына Божьего (см. Мк. 1, 15; Лк. 10, 9), оно должно быть внутри меня (см. Лк. 17, 21). К этому я призван как христианин. И признаки его в нашей жизни — это проявление даров Св. Духа, среди которых, согласно Св. Писанию, любовь, радость, мир, долготерпение, милосердие, вера, кротость, воздержание (ср. Гал. 5, 22 — 23).
Но как я могу позволить действовать Божьей благодати в своей душе, если в ней так много беспорядка? Если в ней царствует праздность, матерь всех пороков, — по определению святых отцов. Чтобы начать наводить порядок в своей жизни нужно внимательно всмотреться в нее, определить что в ней мешает присутствовать этому самому порядку.
Если мы начнем задавать себе подобные вопросы, время поста перестанет быть таким скучным и унылым, но станет временем активного бодрствования. Ведь что может быть увлекательнее, чем работа над самим собой, своей жизнью, своей душой? Отнеситесь к себе со ВНИМАНИЕМ. Святые отцы говорили, что внимание — это одна из самых главных добродетелей. Именно с бодрствования над своими эмоциями, ощущениями и движениями собственной души начинается осознанная духовная жизнь.
Поститься значит проводить инвентаризацию нашей жизни, всматриваться в те привычки, которыми руководимся в своей повседневной жизни и в тоже время продолжать поститься, молиться, быть верными тем целям, которые мы поставили в начале поста. Да, для того, чтобы мы провели пост с пользой, необходимо определиться и что очень важно — сформулировать для себя определенные цели: что я конкретно хочу изменить? Не абстрактно представлять себе новую духовную жизнь, а очертить себе круг того, что я хочу видеть в своей духовной жизни.
Хорошо было бы составить список дел, которые расстроились в духовной жизни.
В него поначалу не нужно вписывать сложные задачи, такие как примирение с ближним. Мы ошибемся, если подумаем, что любовь появится простым усилием нашей воли, что все дело в том, что мы не хотим любить, от того и не любим. Примирение обязательно произойдет, когда я сам начну наполняться любовью и буду внутренне хотя бы соотвествовать уровню доброжелательных отношений.
Начинать духовную работу нужно с простого. Итак, что в этом списке может быть?
Составить подобный список полезно потому что:
во-первых, для этого требуется внимательный анализ себя и своей жизни,
а во-вторых, он выявляет наиболее запущенные стороны духовной жизни.
Итак, список составлен. Следующий этап — начать выполнять запланированное. Держаться списка и буквально каждый день (если хотите — карандашом отмечая выполненное) проверять себя по этому списку: что сегодня из намеченного я сделал, а что еще предстоит сделать?
Чтобы получилось наладить задуманное в духовной сфере, нужно научиться наводить порядок в своей повседневной жизни. Ошибаются те, кто думает, что духовная жизнь не связана с моими поступками в жизни. Одно с другим взаимосвязано примерно, как нервы с сосудами. Посудите сами: как я смогу оторвать себя от телевизора, чтобы помолиться вечером, если я не могу тоже самое сделать, чтобы, например, сходить в магазин или вынести ведро мусора? Духовный порядок начинается с порядка дома. А это требует заставлять себя делать то, чего не хочется. Слышать аргументы лени, доводы разума (кстати, часто в такие моменты появляются вдруг благочестивые желания книжку почитать или помолиться). И тем не менее вставать и делать нелюбимые дела. Это может быть убирать в квартире, мыть посуду. Не важно что это, главное решиться игнорировать эти доводы разума и отговорки лени. Начинать делать то, что требуется.
«Никто не свободен, если не владеет самим собою» (прп. Максим Исповедник).
И произойдет самое интересное.
Во-первых, из безрадостного времяпровождения пост превратится в познавательное путешествие к себе и своим привычкам. А во вторых, работа над собою перестанет быть абстрактной (что значит невыполнимой) и обретет конкретные очертания. Появится новая привычка отрывать себя от повседневных дел, чтобы молиться и читать Слово Божье. А это уже много, потому что первостепенное дело в духовной жизни — это восстановить отношения с Господом.
Но самое главное: постясь по-новому, осознанно работая над собою, мы мало по малу приобретаем привычку не отождествлять себя со своими эмоциями, учимся не руководствоваться своими ощущениями и предпочтениями. Ну разве «игра не стоит свеч»?
Итог отказа от многих «любимых» привычек в общении с людьми: привычки обижаться, привычки осуждать, привычки избегать общения — более осознанная, счастливая и уравновешенная жизнь.
И этим достигается главная цель поста.
И последнее.
Делая все это, превнося в свою жизнь осознанность, наводя в ней порядок не забудьте, что:
— делаем мы это для себя;
— делаем для того, чтобы начать новую жизнь, способную на христианскую высоту;
Но все это мало связано со спасением. Спасает не пост. Спасает Христос. Именно поэтому в конце поста мы заметим, что трудясь, по большому счету остались теми же, какие были до поста. Да, мы немножко подправили дела, навели порядок, но не более того. И тем не менее не лишимся пасхальной радости. В этом вся христианская жизнь, в которой благодать есть ничто иное как незаслуженная милость.
Пасху невозможно заслужить. Бог нам её просто дарит.
И вот от этой мысли мне и хочется потрудиться как можно лучше и добросовестнее… Просто потому что Бог этого не требует. Но подает милости свои он как правило все-таки труждающимся.
священник Роман Колесников