Трезвость — фактор национальной безопасности

В канун Рождественских чтений-2017 состоялся Круглый стол, посвящённый подготовке к Первому Съезду семейных клубов трезвости, намеченному на 26 января 2017 года.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в Слове на пленарном заседании IV Рождественских парламентских встреч в Совете Федерации ФС РФ 29 января 2016 года сказал: «Тема алкоголизма и наркозависимости должна быть сквозной для всех органов власти, для законодателей, для исполнителей, для общественности. Потому что от решения этой проблемы зависит не только здоровье нации, но и само существование нашего народа и государства».

Если мы не будем решать эту проблему, мы обречены. Есть социальный прогноз, согласно которому в случае употребления на душу населения 8 литров алкоголя в год начинается вырождение нации. У нас употребляется по разным данным 14–15 литров в год. Ежегодно в России из-за алкоголизма погибает 352 тыс. мужчин и 135 тыс. женщин.

Разве такой судьбы русской нации желали наши предки? Преподобный Пимен — устроитель Николо-Угрешского монастыря писал в своих воспоминаниях о родной Вологде: «…И было в городе два собора два монастыря, 42 церкви и всего один трактир, но ходить туда почиталось зазорным, а, побывавшего там, почитали человеком потерянным. Часов карманных не носили, молодые люди табак курить стыдились…».

Движение семейных клубов трезвости сегодня является одной из проверенных методологий по противостоянию беде алкоголизма, поскольку клубная работа основывается на чётком понимании прежде всего духовной причины этой зависимости, а после уже душевной и физической.

Сегодня в пяти регионах России и в республике Башкортостан действует свыше 20 приходских семейных клубов трезвости, 15 из них — в Москве и Подмосковье. Еженедельно по программе амбулаторной реабилитации «Православные приходские семейные клубы трезвости» оказывается помощь свыше 250 страждущим и членам их семей. В рамках работы Координационного Центра по противодействию алкоголизму и наркомании Северного Московского викариатства на базе храма Всех Святых во Всехсвятском на Соколе действует школа подготовки руководителей семейных клубов трезвости, где обучение проходит несколько десятков человек.

С 1994 по 2011 годы работа по программе велась в основном на приходе Никольского храма села Ромашково Московской области (настоятель — протоиерей Алексий Бабурин). Надо отдать должное, что за этот период предпринималась попытка подготовки специалистов по работе в семейных клубах трезвости. А с 2011 года создано Межрегиональное общественное движение в поддержку семейных клубов под руководством протоиерея Алексия Бабурина.

В 2013 году по благословению владыки Марка (на тот момент архиепископа Егорьевского, Управляющего Северным и Северо-Западным Московскими викариатствами) на базе храма Всех Святых во Всехсвятском на Соколе был создан Координационный Центр по противодействию алкоголизму и наркомании Северного Московского викариатства под руководством клирика храма иерея Алексия Авдюшко, задачами которого стало последовательное развитие идей движения. Под патронажем Центра стала осуществляться научно-методическая и интенсивная образовательная деятельность.

Существенный вклад в развитие клубной методологии и объединение с зарубежным клубным трезвенным движением внесли проведение международной конференции и ряда встреч в марте 2016 года. В них приняли участие хорватский профессор в области наркологии и психиатрии Зоран Зоричич, сотрудник кафедры психиатрии Загребского университета (кафедру много лет возглавлял родоначальник семейных клубов трезвости Владимир Худолин) и руководитель Хорватской ассоциации семейных клубов трезвости, а также профессор Петар Настасич, ведущий специалист по проблемам в области наркологии в Сербии, президент Республиканской комиссии по профилактике злоупотребления алкоголем и наркотическими веществами, профессор факультета политических наук в Белграде, президент отдела по вопросам наркомании медицинской ассоциации Сербии.

Необходимо отметить, что в странах Европы семейные клубы трезвости находятся на государственном обеспечении.

Организаторы отечественных семейных клубов трезвости неоднократно обращались за помощью в госструктуры, но их обращения пока не были удовлетворены.

В преддверии Международных образовательных Рождественских чтений и Первого Съезда семейных клубов трезвости, намеченного на 26 января 2017 года, был проведён Круглый стол, посвящённый работе семейных клубов трезвости. В этом мероприятии приняли участие председатель Межрегионального общественного движения в поддержку семейных клубов трезвости, член исполкома Всероссийского общества православных врачей имени священноисповедника архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), член Церковно-общественного совета по биоэтике, член Правления общества «Лосевские беседы», старший научный сотрудник НЦПЗ РАН, клирик московского храма Ризоположения Господня на Донской улице протоиерей Алексий Бабурин, руководитель Координационного Центра по противодействию алкоголизму и наркомании Северного Московского викариатства, клирик храма Всех Святых во Всехсвятском на Соколе иерей Алексий Авдюшко, врач-психиатр Андрей Игоревич Магай и историк, педагог Георгий Витальевич Гусев.

И. В. Ушакова: Сейчас проходит подготовка к Съезду семейных клубов трезвости. Какие вопросы планируется обсудить на этом мероприятии?

Г. В. Гусев: В рамках нынешних Рождественских чтений впервые состоится Съезд семейных клубов трезвости. Православные священники, психологи и волонтёры клубного движения расскажут о том, что является залогом здоровой семьи, поскольку именно в семье зачастую коренится причина разного рода пагубных зависимостей. Реализация мужчины как мужчины и женщины как женщины в семье — это и есть залог здоровых отношений в браке. Это проблема — важнейшая для России, а не только для семейных клубов и даже для Церкви.

И. В. Ушакова: Какова специфика работы семейных клубов трезвости?

Протоиерей Алексий Бабурин: В Москве сегодня действуют 15 семейных кубов трезвости. Это добровольно объединившиеся зависимые и созависимые люди. Наша особенность в том, что клубы у нас организуются при храмах, а в Европе — в основном при светских учреждениях. Церковная жизнь для клубистов и общников — это не условие, это путь к Церкви. Мы используем подход и психолого-социальный, и медицинский, и духовный, а также дореволюционный опыт трезвости. Если человек становится религиозным, он получает благодатную помощь. Тогда все положительные стороны включения в клубную деятельность, поддерживающие человека на пути обретения трезвости, не только аккумулируются, но и приумножаются.

И. В. Ушакова: Какие средства ещё помогают поддерживать работу клубов?

Протоиерей Алексий Бабурин: Это паломнические поездки: в Серпуховской Владычний Введенский женский монастырь и молебны у иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша», пешие паломничества из Хотьково в Троице-Сергиеву Лавру, а также поездки по святым местам России и Зарубежья. Участниками движения осуществляются спортивные и творческие мероприятия, развита разнообразная досуговая деятельность, поддерживаются различные приходские инициативы, активно оказываются социальная помощь и благотворительная поддержка среди участников клубов.

Из активно реализуемых направлений работы Движения нужно отметить научно-методологическую и лечебно реабилитационную поддержку деятельности семейных клубов трезвости, действующих в структуре МОД СКТ. Набирает мощь и профессионально крепнет образовательная деятельность: ведется подготовка руководителей семейных клубов трезвости и профессиональная переподготовка специалистов, сотрудничающих с Движением. Осуществляется просветительская деятельность, к которой можно отнести наше участие в Круглых столах с представителями государственной власти и церковной иерархии, проводится Фестиваль приходских обществ трезвости «Татевские чтения» на родине одного из основателей дореволюционного трезвенного движения С. А. Рачинского. Нельзя не сказать о разнообразной издательской деятельности, осуществляемой МОД СКТ.

Участники движения переключаются от нетрезвого образа жизни к новому стилю поведения, наполненному культурными и душеполезными занятиями. Особое значение при этом имеет то, что клуб находится при храме, ведь тогда мы имеем возможность уже прибегать к церковным таинствам, молиться друг за друга, учиться христианской любви. К нам приходят люди и неверующие. Мы никого не принуждаем молиться. Однако смотришь, через какое-то время, они включаются в церковную жизнь. Если люди «дозрели», то сознательно дают обет трезвости.

Недавно мы отмечали двадцатилетие трезвости одного нашего общника. Так он не пропускает ни одной воскресной и праздничной службы, перечитывает Священное Писание. Мы наблюдаем, как он духовно и нравственно вырос, хотя раньше у него была такая жизнь, что страшно вспомнить.

И. В. Ушакова: Трезвенническое движение может открыть путь к святости.

Протоиерей Алексий Бабурин: А этот человек и говорил на собраниях клуба ещё в 1995 году, когда его спрашивали, какая мечта у него есть в жизни: «Я хочу быть святым».

В этом отношении семейные клубы трезвости дают возможность соприкоснуться с подлинным смыслом жизни. Когда эти люди под воздействием Божественной благодати осознают смысл жизни и стремятся к реализации своего предназначения, то и от прочих грехов отходят, духовно возрастая.

Наши клубы ещё называют клубами взаимопомощи. Руководители клубов, в некоторых случаях и сами бывшие зависимые, имеют желание помогать ближним. Пройдя некоторое обучение, они способны помочь другим людям обрести трезвость. Наши зарубежные коллеги так и называют руководителей семейных клубов трезвости — учитель-слуга. Помимо того, что ты руководитель, ты остаёшься ещё и слугой. Здесь вспоминаются слова Спасителя: «Я пришёл не для того, чтобы Мне послужили, а чтобы послужить». Это отличает наш подход от подхода сообщества Анонимных алкоголиков.

Он наиболее полно соответствует учению отцов Церкви об аскетике, о спасении. Клуб, конечно, не заменяет собой Церковь, но является проводником на пути к Церкви.

И. В. Ушакова: Какие люди приходят в клубы трезвости?

Протоиерей Алексий Бабурин: Понятно, что олигархи и публичные лица не приходят, хотя эта беда может коснуться любого человека, какое бы он положение не занимал. Видимо, они могут чувствовать себя неловко на таких собраниях.

Но любой, кто приходит в клуб, кто покаялся и решил жить по-христиански, уже не алкоголик, ему нечего стесняться, поэтому все члены клуба открыты друг для друга. К нам приходят люди и разных возрастов, и разного социального положения.

И. В. Ушакова: Проблему алкоголизма в современной России связывают с экономическим кризисом и отсутствием конструктивной политики в стране. Однако, если проследить статистику, уровень алкоголизма в стране строителей коммунизма — в 60–80 годы XX века был не намного ниже, чем сегодня. Значит, проблема алкоголизма имеет не социальные корни, а духовные?

Иерей Алексий Авдюшко: «Ведь все страстные суть бесноватые, — пишет св. Феофан Затворник. — Всякая страсть имеет своего беса, который через страсть питает беса, или себя». А святитель Иоанн Златоуст утверждает: «Пьянство — несчастье, над которым смеются; болезнь, над которою издеваются; произвольное беснование, которое хуже умопомешательства».

Как утверждают святые отцы, бесоодержимость начинается с того момента, когда нечистый дух овладевает не только душой, но и телом человека, вселяясь в него и живя там, как в своем доме. Тогда уже «квартирант» получает возможность не только посылать своему «квартиродателю» навязчивые помыслы и соблазнительные образы, как это было при его действии извне, но уже непосредственно воздействовать на его телесные органы. Как их называет апостол Павел, «духи злобы поднебесной» могут оказывать свое влияние на испытываемые человеком чувства удовольствия или угнетения, на управление мышечными сокращениями, способствовать возникновению приятных или болезненных ощущений, влиять на внешнюю и внутреннюю секрецию. В том случае, когда темные силы в значительной степени овладевают человеком, тогда они могут оказывать влияние на состояние сознания, вызывать не контролируемые человеком движения различных членов тела, в том числе, судороги, тремор, эпилептические припадки. Из священнической практики известно, что под действием бесов может происходить истечение слюны, пота и других выделений; понуждение человека вещать своим или чужими голосами, отключать органы чувств. Из Священного Писания мы знаем библейское описание состояний гадаринского бесноватого (Мк. 5,2–13), малолетнего отрока, одержимого «духом немым» (Мк. 9,17–26) и других одержимых бесами.
В своем исследовании, посвященному природе алкогольной зависимости с духовной точки зрения, иеромонах Иринарх (Левинтович) отмечает, что «из вышесказанного становится понятной природа присущей всем алкозависимым тяги к алкоголю, а также ряда других симптомов, которые в принципе не могут быть достоверно объяснены в рамках материалистического учения: навязчивых мыслей о приёме алкоголя и компульсивного (непреодолимого физического) влечения к нему, алкогольного похмелья (синдрома отмены алкоголя), склонности к суициду, алкогольных излияний или кошмаров в сонных видениях, раздвоения личности, биолокации на алкоголь, наконец, алкогольной эпилепсии, белой горячки и других алкогольных психозов как высших степеней беснования».

В связи с этим наиболее явным доказательством духовной природы алкоголизма является тот факт, что человек, из которого выходит дух пьянства, сразу же ощущает освобождение от рабства соответствующей страсти, которое проявляется исчезновением непреодолимой тяги к предмету страсти, а человек приобретает утерянную им свободу выбора.

Только в этом случае с помощью Божией он может усилием собственной воли отказаться от предмета страстного желания. Однако в первое время употребление спиртного другими людьми может вызывать сочувствие, у некоторых — равнодушие или даже отвращение. Часто бывает и так, что в крови и во всём организме ещё весьма долго может оставаться алкоголь, послуживший опосредованной причиной формирования страсти.

О духовной причине алкоголизма свидетельствует и то, что тяга к спиртному не появляется в том случае, если страдавший алкоголизмом человек не по причине страстного действия, а в случае медицинского лечения в качестве лекарственного средства или употребляя вино в Таинстве венчания или причастия, принимая Святые Таины, примет достаточно большую долю алкоголя. Это противоречит теории «химической болезни». В то же время широко встречаются случаи, когда очищение крови от алкоголя не сопровождается снижением влечения ко спиртному.

И. В. Ушакова: Что было сделано организаторами Клубного движения за минувший год?

А. И. Магай: 2016 год был отмечен значительными продвижениями в научно-методологическом и организационном плане. Так, в 2016 году было впервые издано совместно с кафедрой наркологии РМАПО методическое руководство: «Семейные клубы трезвости как метод реабилитации в системе наркологической помощи», впервые переведена с сербско-хорватского на русский язык и издана в России книга основателя семейных клубов трезвости Владимира Худолина.

15 ноября 2016 года в рамках пользующейся авторитетом в профессиональных кругах научной конференции «III Дроздовские чтения» состоялся I Международный конкурс программ профилактики, реабилитации и ресоциализации в сфере охраны психического здоровья «Осознанный выбор». Программа «Православные приходские семейные клубы трезвости» была признана «Лучшей программой по социальной реабилитации потребителей ПАВ и их родственников». Вручение диплома и ценных призов мы оцениваем как признание нашей деятельности на сегодняшний день не только в церковной среде, но и научной общественностью. Поддержка программы официальной наркологической наукой создает благоприятные условия для развития нашей дальнейшей деятельности. Открытость для взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления, а также с общественными организациями является неотъемлемой частью деятельности семейных клубов трезвости. Так, в ноябре 2016 года МОД СКТ и ГБУЗ «Московский научно-практический центр наркологии Департамента здравоохранения г. Москвы» (главный нарколог РФ Е. А. Брюн) заключили договор о сотрудничестве, согласно которому семейные клубы трезвости могут открываться при наркологических диспансерах города Москвы. Такое направление амбулаторной реабилитации может получить развитие по всей России. Сейчас нашими специалистами ведётся подготовка рекомендательных писем, которые будут размещены с одобрения Е. А. Брюна на сайте Российской наркологической лиги.

Движением семейных клубов трезвости осуществляется систематическая образовательная деятельность. Начавшись с курсов подготовки руководителей семейных клубов трезвости в 2013 году, в 2014 году была образована школа, а в 2015 и Викариатская школа подготовки руководителей семейных клубов трезвости, представленная девятимесячным курсом на двух ступенях подготовки. Программа включает девять модулей, обучение проводят профессиональные специалисты, в том числе три кандидата наук. В 2016 году состоялся первый выпуск Викариатской школы семейных клубов трезвости — 20 человек. Часть из них уже стали действующими руководителями и открыли семейные клубы. Таким образом, можно говорить о создании системы подготовки специалистов и волонтёров в области работы семейных клубов трезвости. В ноябре 2016 года была проведена интенсивная четырёхдневная школа, во время которой подготовку прошли ещё 7 волонтеров из Нижнего Новгорода. Они готовы организовать семейные клубы трезвости также в Нижегородской епархии.

Мы надеемся, что продолжение научного сотрудничества с ведущими специализированными учреждениями Москвы и профессиональная образовательная деятельность, которые будут осуществляться при поддержке общественных и церковных организаций, позволят программе амбулаторной реабилитации «Православные приходские семейные клубы трезвости» развиваться и дальше. Успешная работа семейных клубов трезвости, в свою очередь, поможет большему количеству семей и людей с проблемами зависимостей получать необходимую квалифицированную помощь в их сложных проблемах.

И. В. Ушакова: По какому принципу работают другие антиалкогольные программы, существующие сегодня в России?

А. И. Магай: В России работает также 12-шаговая программа Анонимных алкоголиков — англо-саксонская программа, пришедшая к нам из Америки, Европы и Англии и получившая распространение в обществе. На основных принципах этой программы на сегодняшний день в основном строятся подходы к внестационарной реабилитации среди официальных наркологических учреждений системы Министерства здравоохранения, частично подобные организации представлены и в Церковной ограде. Однако на наш взгляд программа семейных клубов трезвости обладает значительными ресурсами, которых нет в программе Анонимных алкоголиков. И главнейший из них — это ресурс семьи, поскольку семья в христианском мировоззрении видится как малая Церковь. С привлечением этого ресурса связаны и совместные реабилитационные мероприятия страждущих и их родственников. Другое направление — это организации, опирающиеся на метод Геннадия Андреевича Шичко.

Г. В. Гусев: По последним данным около трёхсот приходов работают по программе, которую инициировал екатеринбургский священник протоиерей Игорь Бачинин, руководитель Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение». Оно наиболее широко представлено сейчас в России и опирается прежде всего на традиции дореволюционного трезвенного движения. К нему присоединилась ещё методика Г.А. Шичко. Можно только приветствовать опору на дореволюционное движение, но обстановка очень сильно изменилась за прошедшие сто лет, и сегодня переносить эти методы без адаптации к нынешним условиям не совсем корректно. До революции давался обет трезвости, когда человек только приходил в Общество трезвости, потому что страна была истинно православной. Сегодня приходят зависимые люди совсем не церковные, им читают 10 лекций по Шичко и предлагают дать обет трезвости. Понятно, что в достаточно большом количестве случаев они его через неделю нарушат.

Самое главное, что в своей работе мы основываемся на современных представлениях в области аддиктологии (науки о зависимости), психологии семьи и духовных причинах формирования зависимостей. А ведь в научных исследованиях семье уделяется большое внимание, внутри семьи и развивается зависимость. Не работая с семьёй, трудно представить себе достижение положительных результатов, если работать только с зависимым.

И. В. Ушакова: А если у страждущего человека нет семьи?

Г. В. Гусев: Тогда семейный клуб трезвости заменяет ему семью и становится тем ресурсом, которым должна стать оздоровлённая семья.

И. В. Ушакова: Епархии помогают вам в работе?

А. И. Магай: На протяжении двадцатипятилетнего периода существования семейных клубов трезвости в разные годы нашу деятельность поддержали митрополит Сергий (Фомин), отметивший положительную деятельность семейных клубов трезвости на Юбилейном архиерейском соборе 2000 года, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. В последние пять лет мы находим поддержку у таких известных пастырей как митрополит Рязанский и Михайловский Марк, по благословению которого был организован Координационный центр по борьбе с алкоголизмом и наркоманией в Северном Московском викариатстве на базе Храма всех святых. По благословению владыки Марка также было положено начало образовательной деятельности — были организованы курсы, где обучаются руководители семейных клубов трезвости. Также это епископ Ржевский и Торопецкий Адриан, по благословению которого уже более четырех лет проводится Фестиваль православных обществ трезвости «Татевские чтения» на родине апостола трезвости, педагога-подвижника С. А. Рачинского. Сейчас при поддержке епископа Бронницкого Парамона, управляющего Северным Московским викариатством, продолжившего труды владыки Марка, проводится Съезд семейных клубов трезвости.

Г.В Гусев: Хотелось бы, чтобы деятельность семейных клубов трезвости поддержали и другие владыки. Крайне важным на наш взгляд является и более внимательное отношение священников к созданию на приходах семейных клубов трезвости. Богатый практический опыт показывает, что это много даёт и самому храму — оживляет приходскую жизнь.

И. В. Ушакова: Как происходит международное сотрудничество клубов трезвости?

Протоиерей Алексий Бабурин: Хочется отметить, что программа семейных клубов наднациональна и надконфессиональна, в ней участвуют 35 стран. Она позволяет работать в клубном формате как людей в России, так и в Европе, а также представителей весьма удаленных от России стран. Подобные клубы существуют и в Индии, и на Шри-Ланке. Вероисповедание тоже не является определяющим для участия в семейных клубах трезвости. Как рассказал нам профессор Зоран Зоричич, руководитель хорватской ассоциации семейных клубов трезвости, в Хорватии подобные клубы организованы на католических приходах. Подобные клубы организованы и на православных приходах Сербии, о чём сообщил во время визита в марте 2016 года профессор Петар Настасич — представитель сербской программы семейных клубов трезвости. В большом количестве такие клубы присутствуют в католической Италии, в том числе при монастырях. В этом плане европейское движение семейных клубов значительно опережает нас и даёт нам возможность использовать их опыт.

Г. В. Гусев: В Европе это движение существует уже 52 года, а в России только 25 лет. И большая часть этого времени была связана с Подмосковным селом Ромашково — там до недавнего времени был единственный приход в России, где действовал православный приходской семейный клуб трезвости.
Однако нам есть чем поделиться с коллегами. В работу иностранных клубов мы вносим инновационные моменты, которых больше ни у кого нет. Это дореволюционный опыт дачи обетов трезвости, которого не существовало ни в какой другой стране.

Обеты трезвости появились у нас впервые в 1858 году, и эта практика продолжалась до революции 1917 года. Первые обеты трезвости члены нашей общины, основанной протоиереем Алексеем Бабуриным, дали в Киево-Печерской лавре перед мощами преподобного Феодосия Печерского. А ведь преподобный Феодосий — автор первой проповеди о трезвости на Руси. И за тысячелетнюю историю Лавры обеты трезвости там давались впервые.

А. И. Магай: Членами нашего движения была возобновлена традиция дачи обетов трезвости в усадебном Троицком храме в селе Татево. Там эти обеты давались последний раз сто лет назад — при Сергее Александровиче Рачинском — профессоре Московского университета, учителе века, как его называли ещё до революции.

Г. В. Гусев: Отец Алексий Бабурин учит нас, что обет трезвости может дать только человек воцерковлённый, который понимает, что такое обет Богу. Перед нами не стоит задача, чтобы привести всех в Церковь и чтобы они дали обет трезвости, а мы записали в журнале, что вот, у нас сто человек дали обет трезвости, а что с ними дальше происходит, мы не отслеживаем. В работе наших клубов обязательно принимает участие не только ведущий клуба, но и священник, который глубоко понимает принципы и смысл этой работы и умеет связывать своё пастырское служение с воспитательной работой в семейном клубе трезвости. И когда он видит, что человек идёт по пути воцерковления, достаточно осмысленно ведёт церковную жизнь и понимает, что такое обет, живёт не менее года в абсолютной трезвости, тогда можно ставить вопрос об обете трезвости. И такие обеты действительно дают только благо.

Подводя итоги работы Круглого стола, его участники наметили основные задачи, стоящие перед организаторами клубов трезвости и всеми заинтересованными их деятельностью:
Обратиться к правящим архиереям с просьбой, чтобы они проявили инициативу и направили предписание об учреждении на каждом приходе Русской Православной Церкви семейных клубов трезвости.

Наладить взаимодействие научной и церковной деятельности в борьбе с проблемой алкоголизма, наркозависимости и компьютерной зависимости на базе медицинских вузов и православных приходов. (Пример: деятельность Воронежского государственного медицинского университета им. Н. Н. Бурденко).

К сведению: 25 июля 2014 года Священный Синод (журнал N 80) принял Концепцию Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма; одобрил к богослужебному использованию чина Молебного пения о страждущих недугом винопития или наркомании; а также восстановил ежегодное празднование Дня трезвости 11 сентября (29 августа), в день памяти Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Материал подготовила Ирина Ушакова

Источник

Поделиться в соц сетях:
Обсудить можно здесь:

Обсудить в ВКонтакте

Обсудить в Facebook